Почему в Беларуси так серьезно относятся к образовательному процессу, рассуждают эксперты

Почему в Беларуси так серьезно относятся к образовательному процессу, рассуждают эксперты

Первое сентября уже не за горами, а значит, говорим о подготовке школьников и их родителей к новому учебному году, а также о том, как учреждения образования после лета встретят учеников. На особом контроле — ремонт помещений, укрепление материально-технической базы, вопросы организации питания, ценовой политики и ассортимента школьной формы, безопасности детей. Разбираемся, почему в Беларуси так серьезно относятся не только к самому образовательному процессу, но и к подобным, казалось бы, бытовым мелочам.


Образование плюс воспитание

 

Акцент не только на образовании и воспитании. Уделяя внимание быту, государство снимает определенную потенциальную социальную напряженность, обращает внимание, насколько в процессе работы с подрастающим поколением для него важна каждая деталь. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин на подобное положение дел смотрит с глобальной точки зрения:

— Крупнейшие корпорации и идеологические центры Запада смещают сейчас акцент именно на детей и молодежь для того, чтобы ухватить и перехватить процесс их воспитания. Понятно, что таким образом уже через 10 - 15 лет можно сформировать совсем иное общество, адаптированное под совершенно иные подходы и ценности. В этих условиях Беларусь — руководство страны, наш ­­Президент — уделяет повышенное внимание вопросам подготовки к 1 сентября и школе в целом. Учебная программа важна, но не менее важен и быт, создание условий для обучения школьников. Мы прекрасно понимаем, что многие страны в текущих условиях сильнейшего финансово-экономического кризиса все меньше внимания уделяют школе. Школа там деформируется, деградирует, и простые ученики знания как таковые должным образом не получают. Происходит достаточно жесткое разделение между элитным обучением и простым, между «своими» и «чужими». В Беларуси такого нет.

 

Наш подход — во всеобуче. Кроме того, все должны иметь равные условия, возможность проявить свои умения и навыки, заложенные задатки развития. Все это в первую очередь позволяет выявить таланты, которые будут в последующем работать на благо нашей экономики, нашей республики, нашего общества, а иначе можно попасть в воронку элитарности. Сформировав на начальном этапе элитарную молодежь, можно добиться того, что она забудет про простых граждан, свой народ и на каком-то этапе попросту предаст его, как это было во многих постсоветских государствах или в странах Европы, где «элита» творит по отношению к собственным гражданам беззаконие.

 

По принципу социальной справедливости

 

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ирина Довгало, комментируя посыл ­­Президента страны, первым делом обращает внимание на принцип социальной справедливости (особенно на вопросы, касающиеся детей), который всегда лежал в основе белорусской национальной политики и акцент на котором постоянно делал и делает Глава государства:

— Замечательно, когда страна, благодаря существующей системе образования и тому подходу, который гарантирует Конституция и ориентирует Глава государства, получает высококлас­сного специалиста. Но для этого ничто не должно отвлекать от образовательного процесса. Как накормить школьника? Во что одеть? Эти вопросы влияют на него непосредственно.

 

Что касается формы, то все новое — это хорошо забытое старое. Традиции ее ношения все-таки оставляют приятный след. И речь здесь не идет об уравниловке. Но красоваться в школе, у кого лучше портфель, смартфон или одежда, — все же не главное. А что касается помощи нуждающимся: в преддверии 1 сентября «Белая Русь», первичную организацию которой я возглавляю в Парламенте, проводит акцию «В школу — с «Белой Русью», где в наших округах мы вручим первоклассникам укомплектованные портфели.

 

Форма и содержание

 

Пожалуй, один из наиболее волнующих вопросов для родителей — школьная форма. Ажиотаж, ассортимент, цены — эти вопросы нынче на особом контроле. По поручению Главы государства мониторинг торговых сетей нынче проводит и верхняя палата Парламента. Ксения Пантюхова, член Совета Республики Национального собрания, в подобном мониторинге участвовала сама (гомельское предприятие «Коминтерн», которым она руководит, к слову, увеличило количество выпускаемой для ребят продукции в 2,5 раза). Сенатор делится наблюдениями:

— Хорошо знаю об ассортименте, предпочтениях граждан как в Гомеле, так и в районах. В области работает несколько фабрик, каждая предлагает свое видение того, какой должна быть форма.

 

При этом производители Гомельщины поддерживают мнение ­­Президента Беларуси Александра ­­Лукашенко о том, что школьная форма должна быть разнообразной, она не должна «загонять детей в узкое пространство». Вместе с тем последние тенденции предполагают наличие единого элемента в комплектах одежды, что делает образ более собранным и конкретным, сразу говорящим, что перед вами школьная форма. Так мы сохраняем разнообразие, но формируем единый, узнаваемый стиль. Помимо детей, его могут придерживаться педагоги.

 

И таких предложений на отечественном рынке одежды сегодня достаточно. Считаю, что количество торговых точек также удовлетворяет запросы общества: это магазины, школьные базары, крупные торговые центры. Цены в диапазоне, вполне приемлемом для большинства граждан.

 

Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, проводя на минувшей неделе совещание по вопросам школьной формы, обратила особое внимание: швейные производства нашей страны выпускают достаточное количество формы, нужно сделать так, чтобы этот ассортиментный перечень брали в продажу торговые сети. Город городу, впрочем, рознь. Если в одном областном центре, подчеркивала спикер верхней палаты Парламента, с ассортиментом все в порядке, то в другом были вопросы. Впрочем, число торговых точек в период ажиотажа будет увеличено даже в столице.

— Мы понимаем, что, когда идет большой наплыв покупателей, это необходимо, — отмечает первый заместитель председателя Мингор­исполкома Надежда Лазаревич. — Также в точках, где продается школьная форма, мы по выходным дням увеличиваем количество продавцов. Ассортимент обуви и школьных принадлежностей выставляется рядом, чтобы людям было комфортно выбирать.

 

Поверьте, если кому-то что-то не подойдет, где-то вы не подобрали, например, брюки с учетом специфики фигуры, любой производитель готов пошить все индивидуально для вашего ребенка. Эту просьбу можно озвучить даже в магазине с белорусской продукцией. Наша легкая промышленность очень активно в этом участвует, хочет, чтобы мамы, папы и дети были довольны.

 

Да, многие желают купить все необходимое очень быстро. Но так не бывает. Придя в магазин, нужно выбрать, померить, потратить время. Поэтому просим у наших покупателей чуть-чуть терпения. Однако мы постараемся максимально удовлетворить спрос каждого, чтобы наши детки пошли в школу красивые и счастливые.

 

Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

 

— Прошу только об одном. Все дети в первый день в школу должны пойти одинаковыми. Я помню, когда я приходил малышом в школу, в платке принес книжки. Не было даже денег, чтобы купить портфель, ранец… Кто-то побогаче, кто-то победнее, у кого совсем слабая ситуация (пусть даже родители никакущие), но детям надо помочь, чтобы в первый день в школу они пришли одинаковыми. Там уже какая-то разница будет: будем их поддерживать, кормить, поить, покупать что-то… Государство на это денег не жалеет, но смотрите за детками.

 

Во время рабочей поездки в Шкловский район, 9 августа 2024 года.

 

 

Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко — о школьном питании:

— Наша главная цель — общими усилиями сделать так, чтобы дети могли обучаться в максимально комфортных условиях. Необходимо, в частности, обращать самое пристальное внимание на укомплектованность и подготовку персонала школьных пищеблоков, эффективность использования приобретенного оборудования и применения технологических карт приготовления блюд. Государство на питание учащихся тратит большие средства, и они не должны уходить в никуда. Также следует совершенствовать подходы в стимулировании работников школьных пищеблоков, в том числе через проведение различных конкурсов профессионального мастерства и освещение передового опыта в СМИ.

КАТЕГОРИИ
Поделиться