Главная >> Экономика >> О необходимости и важности персонифицированного учёта

О необходимости и важности персонифицированного учёта

$ |

Одной из основных и важнейших задач Фонда социальной защиты населения Министерства труда  и труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) является организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования.


 

 

С января 2003 года на территории Республики Беларусь введен в действие Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Суть персонифицированного учета заключается в том, что отдельно для каждого гражданина учитывается его право на трудовую пенсию, которую он зарабатывает сам. За все годы его работы (с 01.01.2003г.) ведется учет сведений о периодах его трудовой деятельности, работы по гражданско-правовым договорам, предпринимательской, творческой и иной деятельности, ежемесячном заработке и других выплатах, на которые начислялись и из которых уплачивались страховые взносы. При этом он может отслеживать динамику этого процесса, получать интересующие его сведения, своевременно требовать внесения поправок в случае обнаружения каких-либо несоответствий и неточностей. Т.е. благодаря персонифицированному учету, каждый гражданин становится активным созидателем своего пенсионного будущего. Ежегодно тысячи застрахованных лиц пользуются своим правом получить информацию со своего лицевого счёта.

 

С помощью персонифицированного учета  решается задача по жесткой увязке  размера пенсии с заработком, из которого в течение всей трудовой деятельности уплачивались страховые взносы. Значительно упрощается и ускоряется  процедура  назначения и перерасчёта пенсий, избавив граждан от сложностей, связанных со сбором многочисленных документов о стаже и заработке. Кроме того, персонифицированный учёт  позволяет обеспечить достоверность сведений о стаже и заработке.

 

С 1 января 2003 года каждому работающему гражданину  открыт индивидуальный лицевой счет (ИЛС), выдано свидетельство социального страхования.

 

Документом, подтверждающим тот факт, что застрахованному лицу открыт ИЛС, является наличие у него «Страхового свидетельства государственного социального страхования». Свидетельство социального страхования должно быть у каждого работающего гражданина, включая работающих пенсионеров и учащихся, подрабатывающих летом, независимо от того, какого рода работы они выполняют в организации, будь то это работа по основному месту работы или по совместительству, работы по гражданско-правовым договорам или по направлению центра занятости, либо это работы, выполняемые осужденными. При изменении паспортных данных, а это может быть изменение фамилии, замена паспорта по возрасту, получение нового паспорта, в случае его утери, либо по другим обстоятельствам, работнику необходимо сообщить об этом в отдел кадров, чтобы работодатель своевременно мог подать изменения и ИЛС содержал актуальную информацию.

 

В случае утери свидетельства социального страхования или его порчи, работник вправе потребовать его восстановления, а если в данный момент он уже не работает (уволен), то он может обратиться в районный отдел Фонда для восстановления.

 

По Минской области на 01.01.2020 года открыто более 1 млн. 206 тысяч лицевых счетов работающим гражданам.

 

С 1 января 2003 года в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» стаж и заработок для назначения пенсии - подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районным и городским отделами Фонда.

 

Сегодня гражданам при обращении в органы, назначающие пенсии, не нужно разыскивать свои сведения о стаже и заработке с  01.01.2003 года. Эти сведения выдаются органом Фонда по запросам управлений по труду, занятости и социальной защите, занимающихся назначением и перерасчетом пенсий.

 

Благодаря использованию сведений персонифицированного учета обеспечивается контроль за расходованием средств государственного социального страхования. Ежеквартально в результате обработки списков получателей пенсий, получателей пособий по уходу за инвалидами 1 группы, престарелыми, достигшими 80-летнего возраста, детьми-инвалидами до 18 лет выявляются пенсионеры, которые осуществляли трудовую деятельность без уведомления органов по труду, занятости и социальной защите, тем самым, нарушая пенсионное законодательство, а также работающие получатели пособий.

 

Данные персонифицированного учёта используются и при проверке обоснованности выплат пособий по безработице.

 

Важнейшим значением в системе пенсионного законодательства является также возможность, используя данные  персонифицированного учета, располагать сведениями о численности застрахованных лиц, которые в ближайшее время, достигнут общеустановленного пенсионного возраста.

 

Прошедшие годы после вступления в силу Закона  «Об индивидуальном персонифицированном учёте в системе государственного социального страхования» доказывают практическую необходимость и разностороннюю направленность использования данных персонифицированного учёта.

 

Жизнеспособность системы персонифицированного учёта обусловлена наличием информации, позволяющей использовать её в дальнейшем для реформирования, развития и совершенствования пенсионной системы в Республике.

 

 

                                                                Солигорский районный отдел

Минского областного управления

Фонда социальной защиты населения