Результат — это доходы людей. Александр Турчин рассказал о развитии экономики Минщины
Минская область формирует пятую часть валового внутреннего продукта всей страны. В прошлом году ВРП плюсанул почти на 10%, что стало самым высоким результатом среди других областей. Не экономическое чудо, а целенаправленная планомерная работа. Об этом и поговорили с председателем Минского облисполкома Александром Турчиным.
Объем выручки БЕЛДЖИ больше, чем у БЕЛАЗа
— Экономика области в прошлом году сработала очень неплохо. Какие сферы дают точки роста для центрального региона?
— Конечно, безусловный драйвер экономики области и по удельному весу, и по вкладу в ВРП, — промышленность, но здесь есть свои нюансы. Раньше удельный вес наших гигантов — «Беларуськалия» и БЕЛАЗа — скажем так, зашкаливал. И это всегда определенные риски. Когда эти предприятия работают хорошо, все хорошо и в области. Но если их работа по разным причинам складывается не так успешно, это сразу отражается на экономике региона. И хотя в прошлом году наши флагманы сработали очень хорошо, за что им большое спасибо, их влияние на экономику региона стало не столь существенным за счет появления новых компаний. В пример можно привести БЕЛДЖИ, где недавно был Президент. Объем их выручки больше, чем у БЕЛАЗа. Поэтому появление таких предприятий и их влияние на экономику нашей области, нашей страны, конечно, очень существенно.
И если буквально несколько лет назад инновационный фонд облисполкома не использовался в полной мере, то теперь у нас предложений столько, что средств фонда не хватает. Хотя это порядка 100 млн рублей.
В текущем году одна из наших задач — дальнейшая модернизация действующих предприятий.
— Можно ли ко всем районам применять унифицированный подход в их развитии? Что хорошо для одного района, подходит ли для другого?
— Минская область неоднородна. Безусловно, есть регионы, которые очень интересны с инвестиционной точки зрения: Минский, Дзержинский. Но есть регионы, которые достаточно удалены от центра, и я бы не сказал, что поток инвесторов там очень большой. Но тем не менее мы понимаем, что не должно быть одинакового подхода ко всем регионам. У каждого из них есть свои особенности и конкурентные преимущества. В аграрном регионе большое промышленное предприятие вряд ли появится, поэтому мы должны делать конкурентными отрасли сельского хозяйства. В Мядельском районе, очевидно, упор на туристическую сферу.
— Еще один важный вопрос — создание новых рабочих мест.
— У нас нехватка рабочих рук и очень много вакансий. Поэтому я бы задачу по созданию новых рабочих мест сформулировал немного иначе: создание эффективных и высокооплачиваемых рабочих мест.
В качестве примера приведу Копыльский район. Типичный аграрный регион в свое время. Но в последние годы было много вложено именно в производственную сферу. Появилось новое предприятие агрокомбината «Дзержинский», которое занимается выращиванием и переработкой индейки, получением конечного продукта. Также открылся филиал Слуцкого сыродельного комбината, где создают быстрорастворимые сухие продукты. Вложено немало и в развитие Копыльского лесхоза. А несколько лет назад в этом регионе мы провели областные «Дажынкі», и тогда очень подтянули сферы жилищно-коммунального хозяйства и социальную.
Поэтому, наверное, Копыль с точки зрения некой завершенности региона, развития в производственной и социальной сфере близок к необходимой для дальнейшего развития логической экономической структуре.
В целом задача понятна — вывести наши новые производства на уровень, который позволит сгенерировать высокую заработную плату и эффективность в виде прибыльной работы предприятий и, соответственно, налоговых отчислений в бюджет для решения социальных вопросов Копыльского района.
— Проект «Один район — один проект» дал толчок многим районам. 46 инновационных проектов в прошлом году развивала Минская область. Какие результаты?
— Этот проект в определенной мере помог развитию в том числе местных инициатив. Самое главное, чтобы помимо административного ресурса и спроса была и ресурсная поддержка: «Банк развития», наш инновационный фонд и другие источники для реализации этих проектов. Очень важно, чтобы мы осознанно понимали, что мы строим и какие цели мы здесь преследуем
.
Сельское хозяйство — это одна из отраслей экономики
— Вы правильно отметили, что у каждого района своя специфика и нужно развивать именно сильные стороны. Но сфера сельского хозяйства актуальна абсолютно для каждого региона Минской области. Это наша продовольственная безопасность. В прошлом году открыли сразу 35 животноводческих объектов, в том числе 27 молочнотоварных комплексов. Как в целом работают наши аграрии?
— Для меня сельское хозяйство — это одна из отраслей экономики. Со своей спецификой, но тем не менее. Важны две составляющие: устойчивость и поступательный рост.
Прошлый год для растениеводства был непростым: засуха серьезно повлияла на развитие зерновых. Но тем не менее мы уже на протяжении целого ряда лет посевную структуру площадей формируем таким образом, чтобы максимально можно было минимизировать эти все последствия. И результат прошлого года — очень хороший урожай кукурузы, которого у нас еще не было: порядка 650 тысяч тонн в бункерном весе. Поэтому какие бы сложные условия и катаклизмы ни происходили, их влияние не должно быть критичным. Мы должны понимать, что даже в самых сложных погодных условиях недобор урожая не может сократиться в два раза. Да, мы что-то недоберем, но это будет в заданных параметрах.
— А как дела с животноводством?
— С помощью Главы государства и наших коллег из города, а также за свои деньги мы продолжаем строительство животноводческих помещений. Многие из них возводились еще 30—40 лет назад, и, конечно, получать технологические привесы, удои в таких условиях сейчас просто невозможно. И снова мы возвращаемся к трудовым ресурсам. Урбанизация не обошла стороной ни одну страну. Если мы проанализируем в Беларуси 50-летний трек, то увидим, как меняется соотношение людей, которые проживают в сельской местности, в пользу городского населения. И этот вопрос нас и подталкивает к более активному строительству комплексов, на которых мы можем сконцентрировать все поголовье, и у нас там люди будут заниматься своей работой.
Мы для себя ставим задачу, чтобы в течение максимум пяти лет все дойное стадо стояло на современных молочнотоварных комплексах.
Животноводство — это же не только молоко. Это и мясо птицы, свинина и прочее. Направлений в сельском хозяйстве очень много. Само сельское хозяйство без переработки не является сферой, наполняющей бюджет. И не такая задача перед ним должна стоять. Основное — продовольственная безопасность, безусловно.
В Год качества прибавлять надо именно в этой характеристике
— Экспортные направления Минской области расширились. Это плюс 11 новых стран. А всего регион поставляет товары в 144 страны. Какая наша продукция пользуется наибольшим спросом за рубежом и какие еще есть перспективы?
— 24,5% — удельный вес Минской области в экспорте страны. Более трех миллиардов долларов положительное сальдо.
Экспорт области, для вашего понимания, нужно структурировать. Значительная его часть — это калийные удобрения. Мы их поставляем в большое количество стран. Конечно, сложности
испытываем именно с логистикой. Но тем не менее как-то налаживаются эти пути.
Движется наша традиционная продукция машиностроения. Опять же хочу подчеркнуть: помимо БЕЛАЗа, крупнейшего нашего экспортера, есть еще БЕЛДЖИ. Автомобили идут на российский рынок. Это наши компании «Амкодор», «Пожснаб», которая недавно в Зимбабве завершила отгрузку пожарной техники. Появляется много компаний, которые своей интересной продукцией завоевывают ниши не только на российском рынке, но и во всем мире.
Наши директора молочных заводов постоянно в командировках. Вчера — Китай, сегодня — Ближний Восток, завтра — Африка.
Мы четко понимаем для себя, что традиционно наш рынок российский. Конечно, мы никуда не уходим, но российские компании увеличивают производство молока, вкладывают деньги в переработку, наращивают объемы производства. То есть конкуренция с каждым годом будет возрастать. И поэтому нам надо сегодня иметь в своем портфеле максимальное количество разных продуктов, чтобы диверсифицировать продажи. На каждом рынке нужно получить различные сертификаты, есть какие-то иные требования, пошлины, надо понимать, как с этим работать.
Хочу отметить, что белорусские производства уже становятся высококонкурентными компаниями международного уровня, которые присутствуют на всех континентах, ну, или почти на всех. Это не может не радовать, потому что нет ни одного рынка, где просто зашел — и твою продукцию с руками и ногами забирают. Дефицита нет, на каждом рынке конкуренция. Ты приходишь на рынок Африки или Китая, и там конкурируешь с Новой Зеландией, Нидерландами, американцами, то есть везде ты завоевываешь свое место путем борьбы. А основа любых продаж — цена и качество.
Если 10—15 лет назад сухое молоко рассматривалось как какой-то побочный продукт производства, то теперь это сложнейшая технология, и у каждой страны есть свои требования по белку, по каким-то составляющим. Без качества невозможно продавать. И в Год качества именно в этой характеристике нам надо еще прибавлять.
— Какое направление самое перспективное? Либо страны, где мы еще мало присутствуем, но есть перспективы?
— У нас есть традиционная корзина экспорта. Но, на мой взгляд, нам надо на многие вещи посмотреть, наверное, каким-то незашоренным взглядом и обратить внимание на те отрасли, которые никогда экспортноемкими не являлись. На примере других стран мы видим, что сегодня экспорт услуг составляет там не одну сотню миллионов долларов.
Медицина. У нас же есть накопленные компетенции в тех или иных направлениях: трансплантология, борьба с онкологией и так далее. И таких направлений на самом деле не так уж и мало. Это не только услуги, это в том числе и товары.
Поэтому нам надо растить компании, которые сегодня кажутся, может быть, небольшими и не столь значимыми, но у них есть перспективы. Вернемся снова к БЕЛДЖИ. Мы же не думали, что такие объемы экспорта легковых автомобилей у нас будут. А оно получилось так, и не только в этом направлении. Сегодня результаты могут быть более скромные, а через пару лет мы можем получить большие суммы экспортной выручки.
Социальные стандарты — это зона ответственности государства
— Социальной сфере всегда особое внимание. В прошлом году строились детские сады, школы, поликлиники. Какие важные вопросы были закрыты и что нужно сделать в этом?
— В моем понимании существует некий стандарт. Социальные стандарты — это зона ответственности государства. И, конечно, соцсфера, сфера жилищно-коммунального хозяйства — приоритет. Спортивные учреждения, физкультурно-оздоровительные комплексы, детские сады, поликлиники, больницы, школы — и в прошлом году, и в этом мы их будем строить. С прошлого года мы еще сделали акцент на существенный рост бюджетных ассигнований, которые мы направляем на ремонт действующей сети. Без нового строительства на сферы образования и здравоохранения было выделено 100 миллионов рублей. По сравнению с 2022 годом в разы увеличили суммы, направляемые на улучшение материально-технической базы учреждений социальной сферы. В этом году мы как минимум оставим на уровне прошлого года эти ассигнования. По нашим расчетам, в течение двух-трех лет мы сможем действующую сеть довести до уровня тех стандартов, которые позволяют без излишеств, но в соответствии с современными требованиями учить детей, лечить людей и так далее. И это касается не только социальной сферы, но и жилищно-коммунального хозяйства и дорог.
В вашем агентстве «Минская правда» есть своя социологическая служба. Мы с определенной регулярностью проводим опросы, чтобы понимать, какие вопросы волнуют больше всего наших граждан. В топе — качество дорог, улицы, дворовые территории, капитальный ремонт жилищного фонда. Понимая, что это волнует людей и что есть проблемы, мы должны определиться, как их решить. В прошлом году на капитальный ремонт жилья мы в два раза увеличили объемы ассигнований. В 2022 году это было порядка 30 миллионов рублей, в прошлом году — более 60. Это только бюджетные средства и не касается средств граждан, которые они отчисляют на капитальный ремонт.
Дорожная сеть. Я говорю только о местных дорогах. В 2022-м было выделено около 100 миллионов рублей. В 2023-м — более 150, а в этом году — 243 миллиона. То есть по сравнению с 2022 годом объем денежных средств вырос в два с половиной раза. Мы понимаем, что, наверное, все проблемы мы не решим, но существенно сократим их количество.
Чем еще интересна наша социология? Она позволяет нам оценить, как наши усилия воспринимаются людьми и в правильном ли мы движемся направлении.
— Если мы говорим о строительстве и улучшении уже существующей инфраструктуры, здесь, мне кажется, нужно пару слов сказать и о строительстве жилья. Только за прошлый год в Минской области построено почти 11 тысяч новых квартир, в том числе и с господдержкой. И если в целом по стране говорить, то в Минской области практически треть всего жилья строится. С чем это связано?
— Не один год эта тенденция сохраняется. Но еще до сих пор мы завершаем, например, в Минском районе устранение дисбалансов, которые были накоплены областью в период опережающего строительства жилья над соответствующей социальной инфраструктурой. Поэтому когда мы строим жилье — это все хорошо и здорово, только потом возникают вопросы: а куда ребенка отдать в детский сад, где школа, поликлиника. Поэтому мы строим социальные объекты, но пока не можем так быстро догнать темпы строительства жилья.
Из общего количества построенного практически 70% — индивидуальное жилье. Это тенденция последних лет во многих районах. Люди хотят строить свои дома. Иногда мы даже не можем сформировать какой-то кооператив, потому что люди не особо хотят идти в многоквартирное жилье. Но зато востребованность земельных участков для строительства очень высокая. Мне кажется, это хорошая тенденция, потому что человек, живущий в своем доме, отличается от того, кто живет в квартире. Это наведение порядка на земле и бережное отношение к ресурсам.
В строительстве жилья нам важно понимать, что оно должно идти вместе со всеми сопутствующими элементами. Когда мы отдаем земельные участки, а там нет дороги, и людям потом, построив дом, надо выходить из него в лужи и грязь, это, на мой взгляд, абсолютно неправильно. И поэтому мы принимаем решение, что выделение земельных участков (даже продажа их с аукциона) должно производиться там, где есть нормальная инфраструктура: дорога, необязательно асфальт, и столбы с электричеством.
— А что с системой господдержки при строительстве жилья?
— Я думаю, что нам надо систему сделать дифференцированной. В более отдаленных населенных пунктах она должна быть более действенной. Так мы решим задачу сохранения трудовых ресурсов на данной территории, и все-таки уровень заработной платы в небольшом районе отстает от зарплаты в Минске.
Чем лучше работает экономика, тем более высокий уровень зарплаты она может сгенерировать
— Во всем, что вы сказали, прослеживается четкая стратегия.
— Всегда важно понимать, для чего мы что-то делаем. Экономика хорошо работает, а результат какой? Результат, как я всегда говорю, — это уровень доходов населения. Прошлый год мы со средней зарплатой 1905 рублей завершили, но реально уровень доходов наших людей должен расти. Есть четкая корреляция между ростом ВРП области и ростом средней заработной платы. Чем лучше и эффективнее работает наша экономика, тем больше она сможет сгенерировать уровень оплаты труда.
В 2023 году в Минской области выпущено наибольшее количество легковых автомобилей — более 67 тыс. штук. В планах на 2024 год — 80 тыс. штук.
И вторая немалая составляющая —доходы бюджета. Наша область в этом году уже стала донором. То есть, помимо того, что мы ничего с точки зрения дотаций не имеем, мы еще 150 миллионов отдаем в республиканский бюджет. Аналогию можно провести с семейным бюджетом: надо уметь жить по средствам. Сколько ты заработал, столько ты можешь потратить. Потому что как только твои расходы начинают превышать доходы, это не очень хорошая тенденция. Если один раз пошел в банк, взял кредит, то ты должен понимать, как с этим кредитом рассчитаться, чтобы все-таки твой семейный бюджет был сбалансирован. Здесь так же.
Эффективно работающая экономика должна генерировать в том числе и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Это не говорит о том, что мы увеличиваем налоги. Мы увеличиваем налогооблагаемую базу за счет эффективной работы экономики. И тем самым это позволяет нам решать те вопросы, которые волнуют наших людей.
2024 год более сложный, но трудности преодолимы
— Какие задачи стоят перед Минской областью в этом году? Что будем делать? От каких сфер, направлений нужна еще большая отдача? Что в социальной сфере?
— В этом году наши знаковые объекты в социальной сфере — это Фанипольская школа, школа в Солигорске, школа компании «А-100» в Минском районе. Сегодня это детские сады в Смиловичах, в Логойске. Физкультурно-оздоровительные комплексы в Дзержинске, Крупках. Это большой центр социального обслуживания в Минском районе.
Безусловно, продолжим инвестиционную деятельность в рамках реализации проектов «Один район — один проект». Важный проект — строительство большой перепелиной фабрики в Солигорском районе. Я говорю об этом проекте, потому что это новая идея. Предприятие чувствует, что сегодня есть ниши, которые надо занимать, и надо срочно реализовать инвестиционные проекты. В нашем мире очень важна скорость реализации инвестиционного проекта. Конкуренты не дремлют. Если ты будешь от идеи до воплощения затрачивать 10 лет, то, в принципе, можешь не начинать, потому что твое место займут другие. А если есть идея, ты видишь рынки сбыта, то, конечно, надо в максимально сжатые сроки это все реализовать. И когда ты уже занял свою нишу, тому, кто идет за тобой, тяжело оттуда тебя вытеснить.
В этом году мы завершим дорогу на Жодино. Мы с этого года начнем в самом Жодино строить, реконструировать центральную магистраль к Борисову, где есть целый ряд предприятий, которые мы будем вводить в эксплуатацию.
— Вы много говорили про инвестиционные проекты. Этот цикл должен быть непрерывен, верно? Работаем как белка в колесе?
— Каждый год ты что-то вводишь в эксплуатацию, что-то начинаешь строить, делать, и только через три-пять лет от начала строительства этот проект заработает. Но как только ты пропускаешь какой-то цикл — попадаешь в ловушку. Это не ощущается сразу, потому что еще идут проекты, которые ты начинал три или четыре года назад. Но когда ты пропустил старт нового проекта, через некоторое время это даст свой отрицательный результат. Ты еще живешь на старых успехах, а новых уже нет. Не должно быть такого, когда экономика не генерирует новые производства, предприятия и новые результаты. Поэтому нужна круглогодичная работа с пониманием того, что ты делаешь задел на будущее.
— В 2023 году этот задел был?
— Определенная удовлетворенность от работы области в прошлом году, конечно, есть. Но, мне кажется, довольно сложно быть всем довольным. За большой работой всегда есть частности. А значит, кто-то недоработал. И если предприятие сработало не так, как надо, люди получили не ту заработную плату, которую могли бы.
Мы понимаем и те проблемы, которые есть в жилищно-коммунальном хозяйстве. Их надо решать. Но большинство предприятий, людей в области сработали, я считаю, хорошо.
2024 год — это более сложный период. В прошлом году все-таки был восстановительный рост. А теперь нам надо дальше шагать вперед. И, конечно, это непростая задача, но я уверен, что мы выйдем на те параметры, которые для себя определили, а все трудности преодолимы.
— Спасибо за интересную беседу!
Источник — Минская Правда