Как жили белорусы «за польскiм часам» и как встретили воссоединение Западной Белоруссии с БССР?
День народного единства, воссоединение Западной Белоруссии с БССР, 85‑ю годовщину которого в нашей стране отметили 17 сентября, историки и эксперты называют не просто актом исторической справедливости, а одним из наиважнейших, поворотных событий, сформировавших и укрепивших национальное самосознание наших соотечественников. А о единстве (не только по национальному признаку!) нынче многие говорят как о самом мощном консолидирующем факторе, позволяющем успешно справляться с внешними угрозами. Ведь, не дай бог, раскол — нас просто растопчут. Рассказываем, как жили белорусы при Польше, как встретили воссоединение и благодаря чему оно стало возможным.
Бесконечная авантюра Варшавы
О появлении в Беларуси подобного праздника политолог Юрий Шевцов говорит не только в исторической, но и в геополитической ретроспективе. Одной из первопричин произошедшего директор Центра по проблемам европейской интеграции называет особенности польского государственного строительства:
— И в конце XVIII века, когда разделили Польшу, и в 1939 году причина в основе лежала одна и та же — безответственность ее правящих элит. Они не могли навести порядок на своей территории в XVIII веке, не смогли и к 1939‑му. Элиты так зажали пружину ненависти и давления на национальные меньшинства, что другого решения там не получилось. Но и плюс авантюризм во внешней политике. Когда Польша не справилась с ударом Германии по себе, тогда это государство и рухнуло. А мы воссоединились!
Что касается современных реалий, подобное внимание к такому празднику связано с тем, что Беларусь стала для Европы тем молодым государством, которое развивается успешно и по некоторым параметрам превосходит многие остальные. А для этого нужно было сохранить свое государство и не забывать, что только воссоединение в рамках одного белорусского государства двух его частей, где проживает белорусский народ, обеспечило сегодня его существование.
«За польскiм часам»
О том, как жили белорусы, можно проследить не только по рассказам очевидцев и пояснениям историков, но и по фольклору. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк, например, вспоминает: в Несвижском районе крестьяне говорили: «Жылi за царом — пiлi чай з пiрагом. Як прыйшлi палякi — елi хлеб траякi: белы, чорны i нiякi». Отличное доказательство, что все разговоры о том, что белорусам «за польскiм часам» жилось хорошо, не больше чем миф.
— Но вернемся к фактам, — отмечает он. — После подписания Рижского мирного договора на территории Западной Белоруссии лучшие сельскохозяйственные земли отдавали так называемым осадникам — польским офицерам, которые отличились в советско-польской войне 1919 — 1921 годов. Не стоит забывать и о том, что более трети от всех угодий было сосредоточено в руках крупных землевладельцев — панов, проще говоря. Если белорусам действительно хорошо жилось «за польскiм часам», то почему вплоть до 1925 года у нас имело место активное антипольское партизанское движение? Дискриминация и сегрегация — вот какая доля ждала белорусского человека в период Второй Речи Посполитой. У православных жителей Западной Белоруссии не было ни одного шанса на достойную работу или положение в обществе, даже если они имели образование или необходимый опыт. Католицизм воспринимался как истинно польская вера.
У этнических белорусов, которые составляли около 80 процентов от всего населения региона, польская власть пыталась отобрать не только религию, но и культуру и язык. Если в 1920‑м на этих территориях насчитывалось четыре сотни белорусскоязычных школ, то уже в середине 1939‑го не осталось ни одной. 35 процентов населения Западной Белоруссии в конце 1930‑х оставалось безграмотным!
Хлебом и солью
Специфику объединительного процесса осени 1939 года, подчеркивает заместитель директора по научной работе Института истории Национальной академии наук Беларуси кандидат исторических наук, доцент Павел Трубчик, во многом определили преимущественно белорусский этнический состав населения западнобелорусского края, исторические традиции борьбы против польской власти за национальное самоопределение, а также духовные связи со своими единокровными братьями на востоке. Неспроста освободительную миссию Красной армии большинство белорусов восприняло как акт исторической справедливости.
Красноармейцев они встречали как избавителей от национального гнета — цветами и хлебом-солью.
— Уже в конце 1940 года в западных областях действовали 392 промпредприятия, на которых трудились около 40 тысяч рабочих, — приводит цифры Павел Трубчик. — Благодаря этому к концу 1940‑го объем валовой продукции промышленности по сравнению с 1938 годом увеличился более чем в два раза.
Преобразования коснулись и западнобелорусской деревни, где свыше 1 миллиона гектаров земли было роздано безземельным и малоземельным крестьянам для дальнейшей организации колхозов. Существенные изменения произошли в системе медицинского обслуживания населения и в образовании. Если в 1938 году в западных областях республики было лишь около 80 больниц и примерно 1000 врачей, то в конце 1940‑го здесь имелось 217 больниц и 26 родильных домов, 207 поликлиник и амбулаторий, в медицинских учреждениях работали 1755 врачей и 5585 медицинских работников среднего звена.
И еще немного цифр для сравнения: в 1937/1938 учебном году в Западной Белоруссии действовало около 4670 школ, в которых обучение проходило на польском языке. А уже в 1940/1941‑м работали 5959 школ. Причем более 4500 из них вели обучение на белорусском языке, а остальные — на идиш, русском, польском и литовском…
Уроки истории
Поляки, конечно, факт подобного политического для них позора хотели бы стереть из памяти, забыть. Почти получилось. Долгое время мы не напоминали нашим соседям о данных страницах истории. Зря! Имперские планы и замашки никуда не делись, Польша на своих ошибках так и не научилась…
— После Великой Отечественной войны об этом празднике начали понемногу забывать, — напоминает аналитик отделения БИСИ по Брестской области Сергей Жук. — Во-первых, белорусский народ пережил еще одно страшное испытание — немецкую оккупацию и геноцид, что в исторической памяти отодвинуло события 1939 года на второй план. Во-вторых, Польша до конца 1980‑х была нашим союзником, поэтому на неприятные страницы истории белорусско-польских отношений партийное руководство старалось не обращать внимания.
Современные отношения с западными соседями, которые в угоду заокеанским кураторам пытаются вмешиваться в наши внутренние дела, раскачать и дестабилизировать общество, чтобы лишить нас суверенитета, сыграли не последнюю роль в возвращении знаковой даты в качестве государственного праздника — Дня народного единства. Этот праздник — напоминание о том, что ошибки на внешнем и внутриполитическом контуре способны в самые короткие сроки создать условия для утери нашей страной субъектности на международной арене.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Единство для нас — главное условие сохранения и жизни нашего государства. А значит, вопрос выживания нас как нации. День 17 сентября — это одна из трех исторических дат наряду с 9 Мая (День Победы) и 3 июля (День Независимости), которые дают нам возможность оглянуться в прошлое, чтобы крепко держать в руках свое настоящее и защищать будущее. Эти даты объединяют нас, современных белорусов, в стремлении защитить свою историческую память во имя мира на родной земле.
Во время патриотического форума «Мы — беларусы!», посвященного Дню народного единства, 17 сентября 2023 года.