Минобразования подводит итоги вступительной кампании
Предварительные итоги приема абитуриентов в вузы страны подвел Министр образования Андрей Иванец.
Он подчеркнул, что на совещании Главы государства ставился ряд серьезных задач перед системой образования, в том числе обсуждались подходы к выпускной и вступительной кампании текущего года.
Приоритетная задача – не потерять одаренных и привлечь мотивированных ребят. Была также задача поддержать регионы, потому что образование – это подготовка кадров под потребности экономики.
Министр отметил, что глубинный анализ результатов централизованного экзамена показывает, что структура и содержание заданий ЦЭ полностью соответствовали школьной программе. Это позволило нам решить целый ряд вопросов. Один из них — это достаточно высокие результаты. Мы сегодня проанализировали средние баллы ЦЭ по всем предметам по стране, они составили 60-65 баллов. Это очень хороший, высокий результат.
Во всех регионах и в Минске по централизованному экзамену наблюдались очень ровные результаты. Это говорит о том, что у нас сегодня общее среднее образование находится не просто на высоком уровне, но является доступным, то есть не зависит от того, учится ребенок в малокомплектной сельской школе либо он выпускник столичной гимназии либо лицея.
Результат централизованного экзамена выпускников профильных классов был на 10-20 баллов выше, чем у окончивших базовые классы.
«Анализ нововведений показал, что выделение набора целевиков в отдельный этап в первой половине июня позволил исключить переподачу абитуриентами документов между целевым и основным набором, который ранее проходил одновременно», — сказал первый заместитель министра.
«Внутренний экзамен полностью себя оправдал. Этот факт отмечает подавляющее большинство членов предметных комиссий, в которые входили и преподаватели высших учебных заведений, и школьные учителя. Действительно, мы отмечаем, что экзамен позволил увидеть абитуриента, оценить уровень его подготовки, мотивацию», — подчеркнул Александр Баханович.
«Очень важным в этом году было решение задачи по так называемой беготне между университетами. Произошло сокращение количества сертификатов с четырех до трех, это явилось важным аспектом в этом вопросе. У каждого абитуриента была возможность подавать документы в различные вузы, но не одновременно, а поэтапно. То есть если человек видит, что не проходит по баллам, он мог взять свой комплект документов и перенести на другую специальность, на другой факультет, в другой университет, но по тому профилю, по которому у него на руках имелось три сертификата ЦЭ и ЦТ. То есть тот профиль, который он выбрал, сохранялся. Ректорский корпус отмечает, что в этом году было практически исключено вот это перекладывание документов» — сказал Андрей Иванец.
Руководитель ведомства уверен: этапность вступительной кампании была правильным решением: «Мы вступительную кампанию фактически начали еще в прошлом году, когда стартовала подготовка к проведению университетских олимпиад. До нового года были проведены заочные этапы университетских олимпиад, потом шли очные туры, следом — республиканские олимпиады, потом прием целевой формы получения образования, потом бюджетной, платной формы. Мы увидели, что вот эта этапность и четкое разграничение каждого этапа позволило нам выделить тех ребят, которые выбирают ту или иную траекторию: будь то для одаренных, талантливых либо для мотивированных, которые идут на целевую форму подготовки на бюджетную или платную форму обучения».
Вузы в этом году снизили план приема на 900 человек по сравнению с 2022-м: 52,2 тысячи абитуриентов, из них 28,4 тысячи – на бюджет. В итоге в 42 государственных высших учебных заведения было зачислено 27,8 тысяч абитуриентов за счет средств республиканского бюджета.
По сравнению с прошлым годом проходные баллы выросли на большинстве специальностей. Максимальные пороговые значения сложились на специальности «международное право» в БГУ, куда было зачислено 10 человек – 398 баллов. На втором месте – специальность «стоматология» в ВГМУ – 395.
«Высокие проходные баллы зафиксированы на специальностях «программная инженерия» в БНТУ и БГУИР – 394, «электронная экономика» в БГУИР и «востоковедение» в БГУ – 393, «лингвистическое обеспечение межкультурной коммуникации» в Витебском госуниверситете имени Машерова – 378, «экономическая информация» в БГЭУ – 372″, – привел данные Баханович.
В целом конкурс по республике на одно бюджетное место составил 1,4 человека на место. Большой конкурс зафиксирован на специальностях «графический дизайн» и «мультимедиа дизайн» в Гродненском госуниверситете имени Янки Купалы – 18,6 человека на место.
За последний год значительно выросло количество абитуриентов, набравших более 300 баллов по результатам экзаменов и с учетом аттестата. К примеру, в БГУ таких 92,4% от общего числа зачисленных. Кроме того, ведущий вуз страны обзавелся четырьмя 400-балльниками.