Главная >> Новости Беларуси >> Минщина, мы тобой гордимся! >> Клецкие школьники создают уникальную одежду из соломы

Клецкие школьники создают уникальную одежду из соломы

$ |

Для нашего технологического времени ручная жатва — это атавизм. Исключением могут быть только символические «зажынкі» и… не только, доказывает нам руководитель клецкой народной студии соломоплетения «Натхненне» Оксана Андрончик. Каждое лето она выезжает в поле, чтобы вручную сжать рожь или пшеницу, стеблей которой потом хватит на год работы в студии. Так случилось и этим летом. А еще у Оксаны Андрончик собрана уникальная коллекция костюмов из соломы. Дизайн каждого из них руководитель студии самостоятельно разработала вместе со своими подопечными. Все костюмы были созданы Оксаной Андрончик и ее учениками. Корреспонденты МЛЫН.BY съездили в Клецк, чтобы увидеть соломенную коллекцию и узнать, как она создавалась.

 


В костюмах ездили выступать и за границу

— Мы с детьми работаем в народной студии соломоплетения «Натхненне» Клецкого районного центра культуры. Но занимаемся не сувенирной работой, а созданием исключительно костюмов из соломы. Мои ученики самостоятельно создают все элементы костюмов. Когда сплетенных элементов становится много, то можно и задуматься над тем, как их объединить и создать один костюм, — говорит Оксана Андрончик. 

 

 

 

 

 

Как правило, дети приходят в студию с первого класса и начинают обучение с самых простых элементов. Для новичков это «веточка», где две соломинки нужно переплести между собой. 

 

 

 

 

 

Зачастую дети работают с пшеницей, а не с рожью, потому что она мягче и удобнее для. Вообще солома — непростой материал, а плетение из нее — кропотливый труд. Поэтому некоторые дети не выдерживают и бросают. Но те, кто задерживается и продолжает ходить на занятия, часто остаются в студии надолго. 

 

 

 

 

 

— Детей притягивает то, что потом все свои труды и творчество они смогут продемонстрировать на сцене. Как правило, это происходит на различных мероприятиях, где у учеников студии есть свои номера. Раньше мы ездили выступать даже за границу, — рассказывает руководитель студии.

Из серии созданных костюмов образуются коллекции. Как правило, одна коллекция состоит из 6-7 костюмов. 

 

 

 

 

— Всего у нас сейчас хранится 5 коллекций. Точное количество костюмов не назову. Сейчас в выступлениях используем 22. В них школьники выходят на сцену. Мне как педагогу хочется, чтобы выступали все дети. А для этого каждому нужен свой костюм, — подчеркивает Оксана Андрончик. 

 

 

 

 

 

— Среди всех костюмов я не могу выделить какой-то один. Они все для меня родные. Каждая коллекция особенна по-своему. Иногда закончишь работу над костюмом, и кажется, что он лучший. Проходит время — создаешь новый и понимаешь, что нет: теперь этот, новый, стал лучшим. Эскизы всех элементов появляются сами, в процессе. Сидеть и думать, как и что сделать, не приходится, — продолжает педагог. 

 

 

 

 

 

Иногда костюм создается быстро, а иногда возвращаешься к нему время от времени, и в итоге на подготовку уходит целый год. Дети плетут костюмы сами, и каждому ребенку на создание своей одежды требуется время. Каждый костюм индивидуален. Ведь дети во время плетения передают будущему изделию какие-то свои качества. 

 

 

 

 

 

«Хорошо, как дома» и ученица из США

— Знаю, что мастеров по плетению из соломы сейчас много, а тех, кто занимается созданием соломенных костюмов — как раз-таки мало. В нашем деле особое внимание уделяется заготовке подходящей соломы. Сначала мы осматриваем поля, на которых растет рожь или пшеница. Затем договариваемся с руководителем хозяйства, которому принадлежит поле. Обращаемся и просим помочь собрать солому, которой нам хватит на целый год. В 2020-м нам повезло: в Клецком районе посадили рожь, которую в предыдущие годы приходилось искать даже в соседних районах. Нынешним летом рожь выросла идеальной для плетения: она чистая, белая, высокая. Это потому что погода почти все время была солнечной. Когда идут дожди, то стебли соломы слегка темнеют, — говорит Оксана Андрончик. 

 

 

Ребята и педагог выезжают в поле, берут серпы и вручную жнут. Обычно делают несколько выездов. В течение двух недель заготавливают столько соломы, чтобы хватило для работы на год. Ведь сегодня у материала будет один цвет, а через пару недель другой. Он зависит от степени созревания стебля. 

 

 

 

 

 

— Заготовленные стебли связываем и сушим. Чтобы солома сохранила свою свежесть, желательно сушить ее на солнце. Затем каждую соломинку «чистим» — снимаем с нее тонкий верхний слой. Обрезаем коленца и каждую полученную трубочку складываем. Потом соломенные стебельки сортируются на тонкие и толстые. Это кропотливый труд. Кто занимался им — подтвердит, — подчеркивает мастер. 

 

 

 

 

 

 

 

В студии соломоплетения Оксана Андрончик работает уже более 20 лет и в своей деятельности ничего не хочет менять. По ее словам, то уже не только работа, но и жизнь, призвание. Педагог вдохновляется, когда видит колосящееся поле. 

 

 

 

 

 

—У меня есть педагогическое образование, но плетению из соломы я научилась сама. Просто захотелось попробовать что-то новое, и так увлеклась, что даже не заметила, как быстро это стало моей любимой работой. В библиотеке нашла книгу по соломоплетению и стала ее штудировать. Иногда я брала паузу, желая попробовать что-то новое. Но все равно возвращалась к плетению из соломы, — рассказывает мастер. 

 

 

 

 

 

Оксана Андрончик хотела делать не просто сувениры, а что-то особенное. В 2005 году во время «Дажынак» проходил конкурс «Жытнёвая баба», в котором ей предложили поучаствовать. Был сделан первый костюм из соломы, который принес первую награду. С тех пор таких побед в разных конкурсах было много. 

 

 

 

 

 

— Сейчас в нашей студии занимаются только девочки. Мальчики не приходят, хотя раньше несколько ребят пробовали себя в соломоплетении. Но задерживаются только девочки. Наверное, мальчики стесняются. Занятия в студии проходят постоянно, даже летом. Дети приходят в зависимости от желания и возможностей. Для всех желающих наша дверь открыта. Прошлым летом в Клецк в гости к бабушке приехала 12-летняя внучка из США. Она эмигрировала туда с родителями. И эта девочка все лето ходила к нам в студию и училась плести из соломы. Ей очень понравилась, а когда она уезжала, то взяла с собой несколько своих работ, — делится педагог. 

 

 

 

 

 

Сейчас студию посещают 16 детей. Это не считая группы старшеклассниц, которые выступают на сцене. У них не всегда получается ходить из-за большой занятости, но главное, что желание есть.

 

— Не считала, сколько всего детей занималось в студии за эти годы. Думаю, что их количество перевалило за несколько сотен человек. У многих уже и семьи есть. Приятно, что ученики меня не забывают: кто-то заходит ко мне в студию, кто-то может позвонить. В нашей студии всегда была и есть позитивная и комфортная атмосфера. После занятий многие даже не хотят расходиться по домам. Мне дети так и говорят: «У вас так хорошо, как дома», — подытожила Оксана Андрончик.

 

Сергей Солонкевич, Млын.by

Фото: Павел Шнип

Print Friendly, PDF & Email