Главная >> Новости Беларуси >> На Правовом форуме Беларуси 2 ноября завершилось общественное обсуждение проекта закона о ВНС и Избирательного кодекса

На Правовом форуме Беларуси 2 ноября завершилось общественное обсуждение проекта закона о ВНС и Избирательного кодекса

$ |

На Правовом форуме Беларуси 2 ноября завершилось общественное обсуждение проекта закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь», организованное Национальным центром законодательства и правовых исследований. Поступившие предложения, включая весьма развернутые от юристов и представителей гражданского общества, обещают сделать этот кодекс максимально эффективным инструментом одной из важнейших демократических процедур, пишет СБ. Итак, что же предлагается?


 

 
Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— К обновлению Избирательного кодекса мы должны подойти системно и грамотно. Это важнейший законодательный акт, по которому осуществляются электоральные процессы в стране, начиная от республиканских референдумов, заканчивая сельскими Советами. В данном документе все должно быть понятно и для избирателей, и для членов комиссий.

На совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства, 20 октября 2022 года.
 
 
 
Основные изменения в Избирательный кодекс
 
 
♦ Для кандидатов в ­Президенты увеличен до 40 лет возрастной ценз и до 20 лет — ценз оседлости.

♦ Установлено не более двух сроков, на которые может быть избрано ­Президентом одно и то же лицо.

♦ Предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании.

♦ Вводится раздел, который определяет порядок избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества.

♦ Регламентированы процедуры признания выборов ­Президента, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики неконституционными или нелегитимными.

♦ Скорректированы сроки избирательных процедур. Сокращен срок на аккредитацию национальных наблюдателей до дня досрочного голосования.

♦ С учетом мнения регионов также оптимизированы сроки выборов в Совет Республики, которые будут организованы после единого дня голосования депутатами местных Советов депутатов нового, 29‑го созыва.

♦ Участки для голосования за рубежом образовываться не будут.

♦ Предложено не образовывать окружные и районные в Минске комиссии по выборам депутатов областных и Минского городского Советов депутатов, а их функции передать 110 окружным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей.

♦ Уменьшено количество членов районных, городских (городов областного подчинения) комиссий, городских (городов районного подчинения), поселковых, сельских комиссий. Количество членов участковых комиссий остается прежним (5 — 19 человек).

♦ Предложено отменить порог явки на выборах депутатов Палаты представителей по аналогии с выборами в местные Советы депутатов с целью обеспечения единообразных подходов к процедурным вопросам при организации выборов в единый день голосования.

♦ Изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: 1 процент от избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей

 

Правовое просвещение

 

В Избирательном кодексе планируется закрепить и новые полномочия ЦИК по осуществлению информационно‑просветительской деятельности во взаимодействии с другими государственными органами и организациями. 28 октября руководители Министерства образования и Центральной комиссии утвердили План мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2023 год.

 

В соответствии с Конституцией

 

Белорусская республиканская коллегия адвокатов поддерживает возможность для граждан, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Председатель БРКА Алексей Шваков пояснил:

— Мы считаем, что это правильное решение. Гражданин Беларуси, который находится под стражей и который приговором суда еще не признан виновным, на наш взгляд, должен иметь право голосовать. У лиц, которые решением суда не признаны виновными и не являются в соответствии с законом преступниками, право голосовать должно быть.

В соответствии с Конституцией граждане, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, обладают избирательным правом. Аналогичная соответствующая корректировка будет внесена и в Избирательный кодекс. Осужденные же, то есть признанные судом виновными и отбывающие наказание в виде лишения свободы, права голосовать не имеют, добавил Алексей Шваков.

 

Единый день голосования — в 2024 году

 

В октябре прошлого года Конституционный Суд признал введение единого дня голосования для выборов депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов конституционно целесообразным, поскольку это способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней.

 

Кроме того, одновременное проведение выборов депутатов позволяет общественно‑политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу. Председатель ЦИК Игорь Карпенко уточняет:

— Ранее у нас были отдельные выборы в местные Советы депутатов, парламентские выборы, потом президентские. Мы постоянно были в состоянии избирательного процесса. Теперь у нас будет больше возможностей для стабильного развития, реализации намеченных социально‑экономических планов и программ, которые принимаются на пять лет. Поэтому мера оправданна и сыграет свою позитивную роль.

Print Friendly, PDF & Email