Главная >> Новости БелТА >> Программу психологической помощи подросткам из разведенных семей разработали в Беларуси

Программу психологической помощи подросткам из разведенных семей разработали в Беларуси

$ |

Развод родителей выступает одним из наиболее стрессовых событий в жизни ребенка, утверждают психологи. При этом дети часто испытывают чувство вины, брошенности, у них появляются сложности в поведении и общении с окружающими. В таких обстоятельствах на помощь должен прийти профессионал. В Гомельском государственном университете имени Скорины разработали программу психологической помощи детям разведенных родителей. О нюансах взаимодействия с подростками, попавшими в травмирующие обстоятельства, рассказала автор научного исследования аспирант кафедры психологии факультета психологии и педагогики Гомельского государственного университета имени Скорины Янина Свило. За эту разработку автор удостоена стипендии Президента.

 


 

- Почему вы выбрали эту тему для исследовательской диссертации?

 

- Тема нашей работы связана с очень актуальной для общества проблемой разводов. По данным статистики, крах терпят около 70% заключенных браков. Развод родителей выступает одним из наиболее стрессовых событий в жизни ребенка. И задача психолога - помочь маленькому человеку в этой сложной жизненной ситуации. Чтобы делать это с наибольшей эффективностью, мы провели научное исследование и разработали специальную программу. Она позволяет оказывать квалифицированную психологическую помощь подросткам, чтобы развод родителей был пережит с меньшими потерями для них. Наша разработка направлена на развитие совладающего поведения ребенка, восстановление его эмоционального благополучия, расширение возможностей социальной поддержки в межличностных отношениях.

 

Кроме психологов, разработанная нами программа будет полезна и обычным учителям. В диссертационном исследовании мы сравнивали детей из разведенных семей и проживающих с обоими биологическими родителями, анализировали их разницу. Было выявлено, что у детей разведенных родителей социометрический статус ниже, то есть одноклассниками они воспринимаются хуже, у них меньше друзей в детском коллективе, они реже становятся лидерами. Поэтому нами были даны рекомендации классным руководителям по работе с такими детьми. Мы подчеркнули важность включения подростков в жизнь класса, чтобы взаимодействие с одноклассниками стало качественным и полезным.

 

- В чем заключается суть разработанной вами программы? Какого возраста детям она подходит? Какие психологические приемы и тактики способны помочь ребенку преодолеть жизненный кризис, связанный с разводом родителей?

 

- Программа тренингово-коррекционных занятий рассчитана на детей 14-17 лет. Это старший школьный возраст. Работа с подростками должна проводиться на базе социально-психологических служб учреждений образования. Она представляет собой групповые сеансы, построенные по определенному алгоритму: специальный ритуал в начале, тематическая середина, ритуал в конце.

Цель наших занятий - развитие социально-психологических ресурсов личности ребенка. Здесь речь идет об адаптивном копинг- поведении или о совладающем поведении. Другими словами, это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. В ресурсную сферу ребенка также входит субъективное благополучие или удовлетворенность жизнью, социальная поддержка, эмоциональный интеллект и межличностные взаимоотношения.

 

Что касается развития эмоционального интеллекта, наша программа призвана научить ребенка распознавать свои эмоции, эмоции других людей, а также причины этих переживаний. Этому у нас посвящено не одно занятие. В ходе них мы часто обсуждаем взаимоотношения, сложившиеся у подростка с родителями, с одноклассниками, с педагогами.

 

- Существуют ли подобные программы оказания психологической помощи детям разведенных родителей? Чем они отличаются от вашей?

 

- Существует множество программ для работы с разными категориями детей и разными проблемами у них. Наша новизна заключается в том, что мы объединили проблемы детей с точки зрения ресурсности. То есть мы не просто развиваем эмоциональный интеллект ребенка, мы работаем со всеми составными частями его ресурсной сферы, чтобы повысить ее общий уровень.

 

- Где уже работает ваша программа? Как долго? Есть ли результаты?

 

- В настоящее время разработанная программа внедряется в работу социально-психологических служб учреждений образования Гомеля и области, по ней проводится обучение психологов, непосредственно работающих с подростками. Работа с детьми уже началась и ведется она почти год. Чтобы говорить о результативности, должно пройти больше времени. В рамках диссертации сбор данных, свидетельствующих об эффективности программы, пока не проводился. Но мы планируем это сделать.

 

- Вы впервые становитесь стипендиатом президентского фонда? Как оцениваете свое достижение?

 

- Да, я впервые удостоена такой высокой награды. Мне кажется, это самое большое достижение, которое может быть у аспиранта, кроме защиты диссертационного исследования, конечно. Признание на таком уровне свидетельствует о том, что тема моей работы актуальна и важна. Это очень ценно для меня. На протяжении всей работы мне оказывали огромную помощь мой научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Елена Лупекина, а также заведующая кафедрой психологии Ирина Сильченко. Поблагодарить за моральную поддержку также хочу свою семью. Все это вдохновляет на новые свершения.

 

 

По материалам Белта.

Print Friendly, PDF & Email