Кнут или пряник? О жестком и мягком воспитании — с детским психологом
Каждый родитель в своей жизненной практике сталкивался с вопросом: «А правильно ли я воспитываю своего ребенка?» Вопрос этот весьма интересный, особенно когда есть противоречия выборов между кнутом и пряником. В какой ситуации допустимо применять кнут, а в какой пряник, есть ли золотая середина и как воспитать достойного человека, разбирались с психологом Солигорской детской поликлиники Татьяной Чернего.
— Татьяна Александровна, скажите, есть ли вообще в психологии такие понятия, как «жесткое» и «мягкое» воспитание?
— Смотрите, здесь нужно разобраться, что такое воспитание вообще. Воспитание — стиль взаимодействия, который предусматривает привитие каких-то определенных, подходящих правил и норм поведения в обществе. Если мы говорим про ребенка, у него самое первое общество — семья. Воспитание подразумевает то, что родитель объясняет ребенку, как жить в семье.
Детско-родительские отношения — самые первые и базовые, но самые, наверное, сложные и очень важные в жизни.
Жесткое воспитание и мягкое воспитание — это стиль взаимодействия. Они в науке как таковые не звучат, но есть определенная градация — либералистический, попустительский, демократический, авторитарный, диктаторский стили взаимодействия в обществе. Они же прослеживаются и во взаимодействии с семьей. Родитель может выбирать тот стиль, который ему удобен, или знаком, или выбран им в силу того, как он сам жил в детстве.
Как с родителем обращались его родители в детстве, так он эту модель переносит в свою семью и в свои отношения с ребенком.
— Хорошо. А какому родителю будет ближе жесткий стиль взаимодействия?
— Жесткий стиль подходит больше для родителей, которые имеют большой и возраст, и опыт. Например, наши любимые бабушки.
Бабушка — лидер в семье
— С бабушками интересная история. Их основная задача — не родительская, а помогающая или любящая. Они просто должны любить или подсказывать своим детям. Но часто бывает так, что они берут флаг в свои руки и начинают руководить семьей.
Папа «рядом», папа «здесь»
— Для большинства наших семей близка ситуация, когда ребенок воспитывается только мамой и бабушкой, а отец либо на заработках, либо его вообще нет в семье. Как здесь обстоят дела?
— Это все — отстраненная модель воспитания. Отец не вовлечен в процесс воспитания, и воспитания как такового не происходит.
Это, скажем так, как в армии — «спросил-ответил». Все, конечно же, должно быть иначе. Отцовские наставления, отцовская поддержка — это тоже залог хорошего мягкого воспитания.
Хочу игрушку — устрою истерику
— Ситуация банальная: стоим в магазине, ребенок захотел игрушку. Говоришь «нет», а в ответ — истерика. Работает здесь мягкий стиль? Ведь проще сделать грозное лицо и проигнорировать требование ребенка, особенно, если это не единичный случай.
— Работает. Но для того, чтобы он хорошо и эффективно работал, ребенку все равно нельзя все время запрещать или огораживать фразой «это потом». Есть определенные психологические шаги, которые научат ребенка спокойно реагировать на отказ.
Татьяна Чернего приводит в пример ситуацию с познанием окружающей среды. «Все воспитание зависит от того, безопасно ли ребенок что-то делает, или это ему несет какую-то угрозу. Родителю желательно всегда предъявлять чаду какую-то альтернативу», — отмечает психолог.
Нет альтернативы — вы диктатор
Как раз-таки жесткое воспитание проявляется из-за отсутствия альтернатив. Это авторитарное, диктаторское поведение. А если альтернатива есть, то это близко демократичному, гуманному, человечному и мягкому поведению.
Активный родитель — здоровый ребенок
— Часто родители забывают про совместную деятельность. Это как раз о том, о чем мы говорили с вами в прошлой статье про игровую зависимость у детей.
Родитель тоже должен превращаться в ребенка. Играть с ребенком в песочнице, проползать в горке и так далее — все это благополучно повлияет на хорошее воспитание.
О практике
— Бывает, что семья ко мне приходит, и родитель говорит: «А мы не были детьми: не бегали, не дергали за косички. Мы читали книжки». Вы бы знали, с чем сталкивается их ребенок. Мягко скажем, он натыкается на такую скалу взрослости, из-за чего ему очень сложно будет создать какие-то удобные отношения с мамой или папой.
О плюсах жесткого стиля воспитания
— Увы, таких плюсов нет. Как и в мягком. Надо искать золотую середину. От авторитарной и диктаторской модели мы точно не получим творческого человека. Мы получим ребенка, у которого будет тревожное расстройство.
В пример детский психолог приводит мамочек-чистюль. «Такие женщины очень помешаны на чистоте — здесь не ходи, там капля — протри, здесь фантик не клади и так далее. Мама ментально на этом застревает. А что ребенку? А ребенку очень важно в возрасте до года все разбросать, все потрогать, все открыть-раскрыть, крупу высыпать. Но мама
не позволяет. В итоге мы видим ребенка, у которого есть тревожные расстройства, у него нарушена сенсорная сфера, он не понимает тактильные ощущения и др.
Эта история изоляции формирует какие-то дефициты в развитии — тревожные моменты, например, когда ребенок потом долго сосет соску, грызет ногти, мочится и тому подобное».
Рекомендации для родителей
— Мне мой лайфхак очень нравится, и его я часто предлагаю и коллегам, и пациентам, и людям, интересующимся воспитанием детей. Дайте своему ребенку свободу, но дайте ее демократично.
Сделайте ему так называемую стену творчества. Это будет то место, где вы со своим ребенком обсуждаете секретики, плачете или смеетесь. Но главное — вместе и только у этой стены. Рядом положите карандаши, пластилин
и др. канцтовары.
После того, как мы подросли до 5-ти лет, мы просто сняли обои, переклеили, и у нас дальше пошла жизнь своим чередом. Это перестало иметь актуальность и востребованность.
Будущее ребенка, жившего под «кнутом»
— Дети взрослеют. И вот если все детство ребенок находился в диктаторской среде, здесь может возникнуть конфликт, девиация. Отсюда пирсинг у школьников, татуировки, ранний алкоголь и сексуальные отношения.
— Дабы подвести черту всему вышесказанному, обратимся к литературе. Какие вы посоветуете книги по воспитанию ребенка нашим читателям?
— Из популистической литературы — это Юлия Борисовна Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Видеоролики Шалва Амонашвили.