Путешественники в графском городе. Маленькие солигорчане побывали в Гомеле

Путешественники в графском городе. Маленькие солигорчане побывали в Гомеле

Недавно учащиеся объединения по интересам «Путешественник» Новополесской средней школы посетили один из красивейших и второй по площади город, а также один из старейших городов на белорусской земле – город Гомель.


Впервые Гомель упоминается в Ипатьевской летописи как владение Черниговского князя в 1142 году.

От экскурсовода мы узнали, что Гомель славится красотой зелёных массивов и насаждений (а их насчитывается 2 тыс. га), рекой Сож и большим количеством скверов и парков (в городе Гомеле 83 парка и сквера, 14 бульваров, 2 лесопарка.).

Входим в парк, нас встречают ручные белочки. Дети в восторге, пытаются их покормить. Проходим дальше – памятник Н.П.Румянцеву от граждан Гомеля.

Самое сильное впечатление на нас произвел памятник архитектуры XVIII—XIX веков, главная достопримечательность и жемчужина города Гомеля – дворец Румянцевых-Паскевичей.

Экскурсовод нам поведал историю дворца Румянцевых-Паскевичей. Мы узнали, что давным-давно, в далекие екатерининские времена, смелых полководцев награждали не только орденами с грамотами, но и целыми городами. В конце XVIII века великая императрица Екатерина II за ратные подвиги в войне с Турцией подарила Петру Румянцеву маленький город, точнее, даже «деревеньку Гомель». А вместе с Гомелем – участок под дворец и денег на его строительство.

В 1777 году генерал-фельдмаршал Петр Румянцев распорядился о начале стройки. Место было выбрано живописнейшее – на высоком берегу Сожа, откуда открывались удивительные перспективы на реку и великолепие за ней. Архитекторов пригласили тоже видных – дворец в стиле раннего классицизма обещал быть безупречным. Так и получилось. Именно при сыне Николае Румянцеве местечко Гомель превратилось в процветающий город. Однако сын – Сергей Петрович предпочитал жить в Петербурге, и свое гомельское имение отдал в залог, а потом и продал в казну в 1834 году.

Для дворца Румянцевых началась новая жизнь. Вместе с городом его выкупил другой известный полководец, Иван Паскевич, – тоже участник войны, но уже с Наполеоном. 15 лет он проводил реконструкцию имения и сооружал вокруг него огромный парк. Из разных уголков России и из-за границы везли всевозможную растительность, в том числе экзотическую. Высаживали аллеи, прокладывали дорожки, разбивали газоны, ставили лавочки и скульптуры, возводили беседки. Красота и роскошь воцарились окончательно на этих 18-ти гектарах.

В наше время бывшая резиденция аристократов в Гомеле – один их интереснейших и наиболее посещаемых музеев Беларуси, крупный историко-культурный и просветительский центр.

Первый этаж центральной части дворца – историческая реконструкция помещений дворянского имения. Как и в давние времена, здесь расположены Колонный зал, Белая гостиная, Красная гостиная, зал торжественных приемов (бывшая «золотая столовая»).

Композиционным центром дворца является колонный зал. Это самое большое по размерам помещение центральной части дворца. В зале представлена «Портретная галерея знаменитых людей Гомельщины» – парадные портреты людей, прославивших Гомельщину далеко за ее пределами.

По первому этажу зал обступают шестнадцать белоснежных коринфских колонн. Центральное пространство контрастирует с окружавшими его с четырех сторон и отделенными колоннадами затемненными помещениями и увенчанными арками, которые сегодня украшены женскими скульптурами, представляющих собой  аллегорию четырех пор года — «зима», «весна», «лето» и «осень» — работы скульптора Слободчикова В.И. (выполнены в 2004 г.). В зале находятся бюсты фельдмаршалов П.А. Румянцева-Задунайского и И.Ф. Паскевича. Второй этаж колонного зала огражден балконами и мраморными балюстрадами. Чередование света и тени, великолепные перспективы, раскрывавшие анфилады парадных помещений, – все это создает ощущение простора и торжественности.

Вторым по величине помещением главного корпуса дворца является бывшая «золотая» столовая князей Паскевичей. Она располагается слева от колонного зала в стороне от главной поперечной анфилады. Прозвана она была «золотой», вероятно, из-за размещенной по стенам золотой и серебряной посуды, а также саксонского фарфора. Средний простенок занимали два парадных портрета фельдмаршала И.Ф. Паскевича и его жены Елизаветы Алексеевны, работы художника Н.Г. Шильдера (ныне портреты находятся в экспозиции башни дворца).

В башне, перестроенной по замыслу Ивана Фёдоровича Паскевича, размещена экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». В ней представлены подлинные картины, скульптуры, оружие и личные вещи князей.

Белая гостиная – это третье по величине помещение главного корпуса дворца площадью около 120 метров. Здесь собирались гости и обитатели дворца во время торжественных встреч и приемов. Посредине гостиной на пьедестале была установлена больших размеров керамическая ваза — изделие Императорского фарфорового завода, подаренная императором Николаем I в 1841 году князю И.Ф.Паскевичу в память о посещении гомельского дворца. По углам гостиной были расставлены гигантских размеров канделябры из цветного стекла, также подарки российского императора. К сожалению, предметов внутреннего убранства не сохранилось, поэтому было принято решение устроить здесь камерный зал. Сегодня в Белой гостиной дворца проходят различные мероприятия, концерты органной и фортепианной музыки. На сцене Белой гостиной дворца с большим успехом проходят концерты лучших вокалистов, народных и заслуженных артистов Беларуси, России и др.

Красная гостиная при владельцах имения была менее официальной.

По замыслу архитектора она составляла важное звено в парадной анфиладе дворца. Ее размеры, а главное, место в анфиладе по соседству с залом и столовой определили со временем и ее назначение. В середине XIX века она была портретной. Потребности устроить своеобразный музыкальный салон привели к тому, что в 1870-х годах там уже наряду с двадцатью портретами, «писаными масляной краской», находился орган (к нему три шкафа и 24 вала) и рояль. Затем Красная гостиная стала одной из любимых комнат княгини И.И. Паскевич, последней хозяйки гомельского дворца.

Ныне Красная гостиная – один из красивейших залов дворца, интерьер которого заполнен как подлинными предметами того времени из фондов музея, так и копиями портретов царских особ, выполненных гомельскими художниками.

В парадных залах устраивались пышные приемы и балы – на них бывали даже представители рода Романовых. Кроме того Паскевичи слыли большими почитателями разнообразных искусств. Каких только коллекций не собралось в семье: нумизматика, часы, фарфор, военные трофеи. Это не только содержательность и роскошь Дворца Румянцевых-Паскевичей, в музейных фондах которого 260 000 предметов: огромная нумизматическая и этнографическая коллекции, собрания картин, рукописных и старопечатных книг, икон…

В связи с тем, что Гомель сегодня является главным культурным и научным центром области, а также центром Международных славянских встреч на уровне глав правительств и государств, мы узнали, что в зале торжественных приемов проходят важнейшие встречи, переговоры, подписания различных соглашений и другие мероприятия с участием первых лиц разных государств.

Дворцово-парковый ансамбль – это еще и парк невероятной красоты. После посещения дворца, идём гулять по парку. Парк густо населён 3-мя тысячами деревьев, среди которых есть два дуба, перешагнувших возраст в 200 лет. Прогулка по такому райскому саду становится незабываемой!

Побывали около величественной часовни-усыпальницы конца XIX века – в ней покоятся 8 представителей рода Паскевичей.

На территории Дворцово-паркового ансамбля появился новый арт-объект – «Вежливый фонарь». Фонарь «протягивает» свою железную руку прохожим, а в ответ на рукопожатие загорается и «приподнимает» шляпу. Установлен фонарь около здания Зимнего сада и башни обозрения.

Еще есть в парке зимний сад, здание «Зимнего сада» и башня обозрения построены в первой половине XIX в. как сооружения сахарного завода. С 1877 г. переоборудовались и приспособлены под объекты паркового назначения.  В зимнем саду на площади 245 кв. м произрастает 18 видов субтропических растений: магнолия, различные пальмы, эвонимус (или бересклет), кофейное дерево, инжир (фикус) или фиговое дерево, смоковница, лавр благородный, жасмин гималайский, юстиция, питтоспорум, иглица, лигуструм широколистный, бирючина блестящая, ландышник, аспидистра высокая, папоротник, плющ колхидский, тисс ягодный, цитрус лимон, авокадо (или персея приятнейшая) В нем много субтропических растений, среди которых самое старое – пальма, живущая там с 1888 года.

В Зимнем саду можно также посмотреть на разноцветных аквариумных рыбок и пушистых декоративных кроликов.

Очень понравилась нашим ребятам уникальная скамейка-пазл с тремя интерактивными картинами. Здесь из 256 деталей можно было собрать картину, отражающую брендовые для Гомеля виды. Что и сделали наши ребята.

А рядом с зимним садом – смотровая башня ростом в 40 метров, с количеством ступенек – 296. Надо ли говорить, какое эстетическое удовольствие ждет каждого, кто заберется на вершину этого древнего дымохода.

Гуляя по набережной Сожа, мы увидели масштабную композицию: на постаменте, стилизованном под речные волны, «плывет» лодка, в которой стоит древнего вида человек, вооруженный луком. Рядом с ним в лодке – ручная рысь. Это памятник охотнику-переселенцу, ставшему первым жителем Гомеля, а рысь – городским символом. Часто скульптуру называют просто «Лодочник». Согласно авторскому замыслу, образ «Лодочника» подразумевает первого гомельчанина, приплывшего в эти места по реке Сож. Автором работы является скульптор Вячеслав Долгов.

Конечно, история первого гомельского поселенца – не более чем легенда. Как и связанная с ней версия появления названия города. Якобы при приближении к берегу лодка села на мель, и охотник криком предупредил своих последователей: «Го! Мель!», «Го! Мель!». Тем не менее, легенда очень красивая, а рысь действительно красуется на гербе Гомеля.

После просмотра жемчужины Гомеля направляемся в областной музей военной славы, который был открыт в 2004 году. Основная экспозиция музея посвящена событиям военной истории Гомельщины с древнейших времён до наших дней. Она размещается в восьми залах на двух этажах здания музея. Среди экспонатов — коллекции холодного и огнестрельного оружия, форма солдат и офицеров, награды, фотографии и документы времён Первой и Второй мировых войн.

Гомельский областной музей военной славы – дань памяти ратным подвигам многих поколений защитников своей земли. В музее открыты для посетителей постоянные экспозиции: «Военная история Гомельщины с первобытных времен до конца 19 века», «Военная история края с начала 20 века до начала Великой Отечественной войны», «Начало Великой Отечественной войны. Оборона Гомеля», «Геноцид белорусского народа», «Партизанское и подпольное движение, освобождение Гомельщины», «Победа – одна на всех», «Воины-интернационалисты». Имеющиеся в фондах музея артефакты и свидетельства военных событий не оставляют посетителей равнодушными. Знакомство посетителей с непосредственными участниками событий, героями – солдатами, офицерами, генералами, которые вписали множество славных страниц в военную летопись нашего Отечества, помогают созданию необходимой атмосферы.

Настоящей сокровищницей музея является открытая площадка «Военная техника XX века», на которой размещается более 40 единиц образцов военной техники и вооружений. В числе представленных экспонатов — танк Т-80Б, боевая машина десанта БМД-1, самоходная гаубица 2С1, грузовой автомобиль ЗИС-5В и другая техника.

Здесь есть десантная техника, зенитная самоходка и другие виды военной инженерии. На маленьком участке земли удалось уместить столько экспонатов, что просто глаза разбегаются!

Кроме того, здесь функционирует пневматический тир, где ребята продемонстрировали свои способности в стрельбе.

Далее у нас, посещение музея криминалистики, в метрах 20-ти от музея военной славы, очень интересная экспозиция, посвящённая истории борьбы с преступностью на Гомельщине в 1917 – 2000 гг. Здесь можно увидеть образцы оружия, милицейскую амуницию и снаряжение, фрагменты кабинетов эксперта-криминалиста и следователя конца ХХ в., мотоцикл с коляской «Урал», оборудованный сигнальными и звуковыми устройствами.

Возле экспоната – мотоцикл с коляской «Урал»

Также имеются поддельные документы и денежные знаки, изъятые у преступников, набор отмычек для вскрытия замков.

Замечательный экскурсовод Ирина с первых минут заинтересовала ребят и очень популярно всё рассказала.

Учащиеся узнали о различных экспертизах, проводимых правоохранительными органами для раскрытия преступлений, удивляешься изощрённости бандитов и нехитрым оснащением милиционеров, раскрывавших преступления. Поразил рассказ о раскрытом преступлении Турхуна Хасанова, который с поддельными документами колесил по всей стране, был вхож в высокие общества и только в Гомеле заподозрили его в обмане и так поймали преступника.

Отдельная выставка посвящена развитию и совершенствованию способов мошенничества. Здесь мы смогли увидеть средства погони, личное табельное оружие, оснащение криминалистических кабинетов, документы-подделки, фальшивую валюту, наборы отмычек «домушников» и прочее. Экскурсовод поведала о методах и способах криминалистов, благодаря которым правоохранительные органы борются с преступностью различных планов.

Все, как завороженные слушали экскурсовода Ирину Николаевну, которая рассказывала вдохновенно, с душой. Она показала, по какому принципу составлялись первые фотороботы.

Совсем близко мы увидели обстановку камер для преступников. Самый интересный объект экспозиции – небольшой комод с 3-мя секретами. В нем хранится разное оружие, униформа и снаряжение блюстителя порядка. Нам показали элементы из кабинетов следователей и криминалистов, работавших в конце 20 века. На подведении итогов по экскурсии единогласно ребята сообщили, что музей криминалистики их очень впечатлил.

Музей истории печати и фотографии был последним объектом нашей экскурсии. Ребята немного подустали, но энергичная экскурсовод настолько интересно и познавательно рассказала о музее, что усталость вся улетучилась. Мы узнали, что музей разместился в помещениях самого знаменитого в Гомеле фотоателье, работавшего здесь более 50 лет и что этот музей единственный в Беларуси. Нам поведали, что «Музей фотографии и печати» был открыт в 2017 году, в честь 500-летия белорусского книгопечатания и 100-летия газеты «Гомельская праўда»

Большое количество предметов первым подарил музею гомельский фотограф и коллекционер Леонид Борисович Пинский. Его начинание поддержали не только фотографы и коллекционеры из Гомеля, но и из разных уголков Беларуси, России и других стран.

Мы прошли три зала с экспозициями, рассказывающими о развитии фотоискусства и печати газет в Гомеле.

Проходим в зал, где размещена экспозиция «История печати Гомельщины», здесь собраны материалы по истории печатных СМИ и типографий Гомельской области за последние 100 лет. Поразил своими объёмами восьмитонный печатный станок.

В постоянной экспозиции музея представлены ключевые модели фототехники (советские Фотокор, Зенит, ФЭД, Смена-8, Любитель, Киев, знаменитая немецкая Leica (лейка – самый дорогой фотоаппарат), шпионский Hit, Praktica, Argus, фотокамеры павильонные, и др.), фотоматериалы, оборудование, большое количество тематических книг, периодических изданий по фотоискусству, аксессуары, а также фотографии и фотоальбомы, личные вещи известных фотографов, переданные в дар музею жителями города и его гостями. Также в экспозиции представлена фотолаборатория советского периода.

Из раритетов: крошечная японская камера, которую использовали американские разведчики. И, конечно, уникальная фотография 1903 года, на которой запечатлены более 1000 (тысячи!) бойцов Кексгольмского полка, выполненная контактным способом размером 42 на 94 сантиметра. Таких снимков известно в мире всего четыре. Это единственный снимок в Беларуси.

В музее можно увидеть много интересного, включая фотоальбом 1961 года, и современные снимки, сделанный во время посещения Патриарха Алексия II.

Нам показали амбротип, это негативное изображение на стекле. Амбротипия – это уникальный и редкий способ фотографии, который был популярен во второй половине XIX века. В отличие от современной цифровой фотографии, амбротипия создавалась на стеклянных или металлических пластинах и давала неповторимые высококонтрастные изображения.

Данный музей фотографии не имеет аналогов в Беларуси, что делает его особенным.

В конце ребята взбодрились, им разрешили фотосессию в шляпках.

Это был насыщенный день, полный эмоций и впечатлений. Замечательный, уютный и очень красивый город Гомель, привел нас в восторг, мы просто влюбились в него. И очень надеемся приехать летом.

 

Педагог дополнительного образования С.В. Редько

 

КАТЕГОРИИ
Поделиться