Главная >> Общество >> Комитет экономики: «Сложности из-за пандемии есть, но ситуация не патовая»

Комитет экономики: «Сложности из-за пандемии есть, но ситуация не патовая»

$ |

В конце апреля в Беларуси вступил в силу Указ Президента № 143 «О поддержке экономики», который направлен на поддержку субъектов хозяйствования в условиях мировой пандемии COVID-19 и последовавших за ней неблагоприятных последствий в экономике. На какую поддержку могут рассчитывать арендаторы? Почему льготы им готовы предоставлять даже владельцы негосударственной недвижимости? Так ли притягательна отсрочка платежей? Как уменьшение размера налоговых платежей отра­зится на наполнении бюджета? На эти и другие вопросы ответил председатель комитета экономики Минского облисполкома Денис Курленко.

 

 

— Когда идет речь об объектах государственной формы собственности, арендаторы четко понимают, на что могут рассчитывать. Но если арендодатель — частное лицо?

 

— Помимо объектов государственной собственности Указ № 143 рекомендует частным арендодателям также снижать ставки арендной платы на своих объектах. Для частных это уровень рекомендаций. Но во всех регионах уже прошли заседания сессий местных Советов депутатов, на которых приняты решения по снижению налоговых платежей. Только по Минскому району, в котором у нас наибольшее количество субъектов хозяйствования, с учетом принятого решения, ожидаемые потери бюджета района во II и III кварталах текущего года составят более 4 млн рублей, а с учетом снижения в 2 раза ставок единого налога — более 5 млн руб­лей. Видя такие государственные меры поддержки, многие частные арендодатели и сами идут на снижение арендных платежей для своих арендаторов. Подобная картина наблюдается во всех регионах Минщины.

 

 

— Много ли индивидуальных предпринимателей Минщины претендует сегодня на снижение платежей?

— В настоящее время в исполкомы поступило более 150 заявлений от субъектов хозяйствования по налоговым и арендным отношениям. С учетом доведенных рекомендаций острых вопросов по применению норм указа не возникает.

 

 

— Куда нужно обращаться, чтобы получить господдержку по 143-му Указу?

— По всем вопросам необходимо обращаться в соответствующий райгорисполком с заявлением, типовые формы которого есть на официальных сайтах исполкомов. Там же проконсультируют заявителя по всем возникающим вопросам.

 

 

— По ставкам единого налога также будет принято решение?

— 15 мая на внеочередной сессии Минского областного Совета депутатов рассматривался вопрос по снижению данных ставок в 2 раза. Если плательщик уже внес соответствующий платеж до принятия этого решения, то налоговые органы сделают перерасчет в его пользу.

 

 

— Если предприниматель сегодня неплатежеспособен, он может рассчитывать на отсрочку. Но ведь это не отменяет эти выплаты?

— Указом предусмотрена отсрочка платежей с последующей рассрочкой, а также налоговый кредит. Уплата отсроченных, рассроченных платежей и налогового кредита наступает с 1 октября по 31 декабря текущего года, но для снижения нагрузки на организации уплата будет осуществляться ежемесячно равными долями. При этом проценты за пользование отсрочки, рассрочки и налогового кредита начисляться не будут.

 

 

— Допустим, предприниматель видит, что уходит в убытки. Какой алгоритм его действий, который поможет ему продержаться в этот непростой период?

— Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Первый шаг в схеме его действий — обратиться в исполком по месту уплаты налоговых платежей. Его проконсультируют по возможной отсрочке, рассрочке, налоговому кредиту, арендным платежам.

 

 

— Поддержка предусмотрена для компаний, осуществляющих виды экономической деятельности, которые наиболее пострадали от пандемии. В перечне — производство, оптовая и розничная торговля, фитнес-центры, салоны красоты, парикмахерские, рестораны, бары, турфирмы и др. Как вы считаете, все они воспользуются преференциями?

— Думаю, не каждый субъект хозяйствования будет обращаться за этой поддержкой, ведь ситуации могут быть разные. Бывает, что собственник видит, что его объект работает нормально. Так зачем ему в будущем увеличивать свою нагрузку по всем этим отсроченным выплатам, если он способен осуществить их своевременно? Поэтому мы исходим из фактов. А они таковы: на 15 мая в Минской области в исполкомы подано более 100 заявлений, 80 из которых касаются налоговых вопросов, остальные — аренды.

 

 

— Уменьшение размера налоговых платежей и их отсрочка — благо для предпринимателей. Но как этот период переживут местные бюджеты?

— Отсрочка платежей — это не потери бюджета. Условно говоря, это те деньги, которые придут в казну не сегодня, а завтра. Что касается недополученных доходов в связи с уменьшением размера налоговых платежей и арендной платы, то суммы по регионам разные. Нельзя сказать, что ситуация патовая, но определенные сложности есть. Поэтому государство в лице местных органов власти идет навстречу субъектам хозяйствования, которые в наибольшей степени пострадали от последствий пандемии. Если субъект не может осуществлять платежи сейчас, то какой смысл от него этого требовать? Куда разумнее будет помочь ему остаться, что называется, на плаву и сохранить трудовые коллективы.

 

 

Елена Викторова, Млын.by

 

Обращаем внимание субъектов хозяйствования Солигорского района, что для реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» на сайте Солигорского райисполкома создан баннер «УКАЗ №143 «О поддержке экономики», в котором размещен Указ, ответственные лица за реализацию Указа, методические рекомендации в части налогообложения и арендных отношений, все необходимые формы заявлений. Подробнее: soligorsk.by/ru/ykaz143.