Жестокая правда жизни. Большое интервью с солигорским врачом-психиатром о детском аутизме
Каждая мама желает отдать всю любовь и заботу своему ребенку. Эта капля любви от известия о беременности до рождения долгожданного сыночка или дочки становится океаном. Любая мама делает все возможное, чтобы ее ребенок был в первую очередь здоров. Однако жестокая правда жизни состоит в том, что не каждый человек рождается здоровым.
Врачи отмечают, что аутизм – это не болезнь, а состояние. Его невозможно вылечить, но со временем можно скорректировать и адаптировать ребенка к социальной жизни. Разобраться в этом вопросе и во многих других нам помогла врач-психиатр (детский) УЗ «Солигорская районная ЦРБ» Наталия Ивановна КОЖЕВНИКОВА.
– Для начала предлагаю рассмотреть самый простой вопрос: что такое РАС, простыми словами аутизм?
– Расстройство аутистического спектра – расстройство развития. Здесь важно подчеркнуть, что это не болезнь, а именно расстройство. Многие путают эти понятия.
РАС диагностируется в трех основных изменениях областей:
- социальной коммуникации – то, как ребенок взаимодействует с окружающим миром. Все – от взгляда до касаний – подвластно людям, однако дети с РАС не коммуницируют ни вербально, ни невербально. Такие детки выстраивают для себя некий «понятный алгоритм», по нему и живут. Родители про них часто говорят: «живет в своем мире»;
- нарушение речевых навыков. Мы говорим о моментах, когда ребенок не понимает или не до конца понимает обращенную к нему речь, либо ребенок не может сказать то, чего он хочет или о чем думает;
- у родителей это «стимы», в наших врачебных кругах это стереотипное поведение. Частые взмахи руками, покачивания тела, раскручивание вокруг своей оси – примеры тех «стимов», которые наблюдаются у ребенка с РАС.
– Бытует мнение, особенно в социальных сетях, что с каждым годом детей с этим расстройством становится все больше. Так ли оно на самом деле?
– Говорить о конкретных цифрах сложно. В настоящее время, по оценкам ВОЗ, 1 ребенок из 160 в мире страдает РАС. В Беларуси же за 2019 год показатель составил 6 на 10 000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек – 4:1.
– Как обнаружить признаки аутизма у ребенка?
– Обращайте внимание на ребенка, если он не отзывается на своё имя; не смотрит в глаза; не играет с детьми. Ребенок также неосознанно совершает стереотипные действия, про которые мы говорили выше.
Еще к признакам можно отнести зацикленность ребенка на чём- либо, например, на всём крутящемся: колёса машин или барабан стиральной машины. Частыми бывают случаи, когда дети с РАС плохо переносят любые изменения: например, купили вы ему новую куртку, а он противится ее надевать.
Сюда же – боязнь громких звуков и яркого света, избирательность в еде (ест йогурт только из баночки одного цвета – красной, например), нереагирование на эмоции других (мама плачет, а ему всё равно).
– Как, с точки зрения морали и этики, лучше называть ребенка с РАС?
– Я бы назвала их особенными.
– Когда ставить диагноз? И к каким врачам обращаться?
– Первые признаки расстройства можно найти очень рано, даже до года. Тут важно, чтобы родитель вовремя обратил на это внимание. Сердце матери все чувствует, поэтому, если есть сомнения или убеждения, что ребенок имеет это расстройство, необходимо обратиться к специалисту.
В Солигорске это Центр раннего вмешательства (ЦРВ). Если родителей не удовлетворяют ответы врача-педиатра, а сейчас каждый ребенок проходит анкетирование на РАС, родители сходили к неврологу, от невролога – к логопеду, они, родители, могут обратиться в ЦРВ. На сайте Солигорской детской больницы переходите во вкладку ЦРВ, там выбирайте «Шкала развития» и проходите анкетирование. В ближайшее время специалисты сами свяжутся с вами.
Только после 3-х лет вопросами начинает заниматься детский психиатр.
– Лекарства от РАС нет, но что тогда может помочь детям с этим расстройством? Какие методы коррекции применяются в Солигорском районе?
– Здесь важно понимать, что при лечении аутизма необходим мультимодальный подход, включающий анализ поведения, логопедическую и игровую терапию, обучение социальным навыкам и др. Методов коррекции много, они все имеют сложное название, да и при всем этом специалист сам даст рекомендации и направления.
В Солигорском районе мы стараемся направлять в первую очередь детей на работу с дефектологами, психологами и логопедами.
Кроме этого, распространен метод TOMATIS. Он инновационный и направлен на развитие способности мозга воспринимать и перерабатывать информацию на слух. На ребёнка надевают наушники и включают звуковую дорожку. Звук воспринимает не только ухо, но и костная система человека.
– Аутизм передается по наследству? Если в семье один ребенок аутист, может ли быть риск рождения второго ребенка с таким же расстройством?
– Нет доказанных данных, что аутизм передается по наследству. К тому же не доказано, что это генетическая болезнь. Это внутриутробное нарушение развития плода плюс средовые факторы. Причем это только теория, не подтвержденная.
Есть риск, что в любой семье может родиться ребенок с расстройством аутистического спектра. У нас есть многодетные семье, у которых 5, 6 детей и только один ребенок «особенный». А есть и такие, где оба ребенка с РАС.
– Какими должны быть первые действия родителей, когда они узнали, что у их ребенка РАС?
– Не редкостью бывают случаи, когда родители отнекиваются, прикрываются фразами «Это у него характер такой», «Я была точно такая же в детстве». Здесь важно понимать, что вы не себе делаете хуже, а ребенку. Не надо паниковать, а нужно пойти и узнать – сходите, получите и услышьте информацию от врача. Если расстройство и подтвердится, то это не приговор.
– Общество поделилось на две группы: одни говорят, что аутисты – это умственно отсталые люди, другие – что это гении. Есть ли этому научное объяснение? Можно ли развеять эти домыслы?
– Признаться, тема больше философская. Однако в науке, без полета фантазий, это называют синдромом Саванта. Он характеризуется наличием «осколочных способностей», выходящих за рамки общего интеллектуального развития.
Так, пример – у нас есть детки, которые с РАС изучают два и более языка, при этом они и пишут, и разговаривают на них. Для этого родителям даже приходится догонять их в навыках и тоже учить языки, потому что иначе общаться не получается. Есть у нас выдающийся мальчик – он знает более пяти языков, причем это не типичные языки – арабский, например.
– Какую литературу можете порекомендовать почитать родителям, которые столкнулись с таким диагнозом или боятся с ним столкнуться?
– Это «Детский аутизм и АВА-терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения» Роберта Шрамма, 2023 год. Это «ДЕНВЕРСКАЯ МОДЕЛЬ раннего вмешательства для детей с аутизмом» от Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон и Лори А. Висмара, 2016 года. Еще одну… «Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма» в авторстве Темпла Грэндина, Маргарет М. Скариано, 2012 год.
– Очень благодарна за ответы. Тема сложная для восприятия нашим обществом, но тем не менее всегда важная и актуальная.
Фото из архива БелТА, из архива героя.