Парламентарий об изменениях в Законе о занятости. Компетентно и подробно
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по Солигорскому сельскому избирательному округу № 69 Оксана Илькович подчеркивает важность регулярных встреч с жителями округа, чтобы в деталях узнавать о проблемах, а затем использовать в законотворческой деятельности, внося соответствующие изменения. Парламентарий подчеркивает, что «Взаимодействие с населением — это важный инструмент для создания более эффективного и справедливого законодательства. Закон работает для людей, должен быть актуальным и соответствовать потребностям граждан». В качестве примера она привела изменения, которые Палата предлагает в проекте Закона о занятости.
По своему содержанию он направлен на совершенствование правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области занятости населения, реализацию конституционных прав граждан на труд и развитие мер социальной защиты от безработицы, а также созданий условия для развития мотивации безработных к активному поиску работы. И, по сути, является эволюционным шагом от пассивных программ занятости к активной модели занятости. Оксана Илькович прокомментировала наиболее интересные моменты.
— В чем суть изменений?
— Такой переход заключается в комплексном урегулировании общественных отношений в области занятости населения и ориентирован на изменение подходом с выплатой пособий по безработице на активные действия, ориентированные на учет интересов безработных. А это – максимальное содействие в поиске и трудоустройстве, обучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу.
— Какие новшества ожидаются?
— В проекте предусмотрен пакет основных и дополнительных мер, а также гарантий, направленных на максимально оперативное трудоустройство. Так расширена возможность для регистрации граждан в качестве безработных. Теперь регистрация возможна не только по месту жительства, но и по месту пребывания. Это позволит получить все услуги службы занятости в любом регионе. Новая норма закона – возможность электронной регистрации в службе занятости для получения государственных услуг по поиску работы. Данная поправка в законодательство, полагаем, будет способствовать повышению мобильности рабочей силы.
Также изменяется подход по организации обучения граждан. Приоритетная цель – обучать максимально под заказ работодателя, что повысит эффективность использования бюджетных средств и обеспечит для человека гарантии трудоустройства. Обучение безработных граждан будет осуществляться преимущественно в рамках трехстороннего договора, заключенного между службой занятости, гражданином и нанимателем.
В целях исключения иждивенческих настроений ужесточаются подходы по получению статуса безработного и назначению пособия по безработице. Период нахождения на учете в качестве безработных устанавливается не более 12 месяцев (в настоящее время 18 месяцев).
Изменятся ли некоторые походы?
Да, в плане мотивации безработного к оперативному поиску работы и трудоустройству Законом изменены периоды выплаты пособия по безработице с 6-ти до 3-х месяцев. Выплата на протяжении 6-ти месяцев сохраняется для безработных граждан: за 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста и проживающих на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
Также ужесточены требования и изменены подходы к назначению и размеру пособий, чтобы мотивировать к оперативному поиску работы. Во-первых, следует зарегистрироваться в службе занятости в течение месяца с даты увольнения или завершения образовательных отношений в связи с получением образования на платной основе. Месячный срок может быть продлен при наличии уважительных причин у гражданина. Во-вторых, для назначения пособия должен быть стаж работы не менее 5-ти лет с уплатой обязательных взносов в бюджет фонда соцзащиты до регистрации безработным. При этом причины увольнения с последнего места работы должны быть уважительными.
Законом также изменяются подходы по установлению размера пособий по безработице. Теперь он будет устанавливаться правительством по согласованию с президентом Республики Беларусь и не будет индексироваться.
— Есть ли изменения, касающиеся людей с ограниченными возможностями?
— Внедряется институт квотирования рабочих мест для инвалидов. Это важная и актуальная новация, которая позволит вовлечь наибольшее количество нанимателей в процесс эффективной социализации людей с инвалидностью. Механизм предполагает установление местными органами власти требуемого для соответствующего региона количества рабочих мест, которое наниматель обязан выделить или создать для трудоустройства инвалидов.
— Что касается дополнительных гарантий, какие категории граждан могут на них рассчитывать?
— Законом расширен перечень категорий безработных, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости в счет брони. В список добавлены безработные, которым остается 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также безработные, которые страдают алкоголизмом и наркоманией, но прошли медицинскую реабилитацию, вышедшие из ЛТП. Это расширение возможностей для тех, кто, будет говорить откровенно, не может конкурировать на рынке труда по объективным причинам.
— Есть ли изменения, которые коснуться непосредственно нанимателей?
— Обновленным Законом расширяются права и возможности нанимателей в своевременном подборе кадров. В этом направлении три блока новаций. Работодателю дано право заявлять в Общереспубликанский банк вакансий сведения о текущей потребности в работниках для выполнения работ, в том числе и по гражданско-правовым договорам, а также право заявлять о перспективной потребности на действующие и новые рабочие места. Закрепляется требование для нанимателя по обязательной подаче вакансий в Общереспубликанский банк только в электронном виде. Одновременно нанимателем предоставлена возможность не уведомлять службу занятости о наличии вакансий, если работа по этой вакантной должности выполняется работником дополнительно, наряду со своей основной работой или сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в соответствии с законодательством.
Кроме того, усиливается контроль за деятельностью агентств по трудоустройству в части обязательного ежегодного представления в Минтруда и соцзащиты сведений об оказанных услугах. Также закрепляется норма, регулирующая вопросы функционирования Информационного портала государственной службы занятости населения. Закреплен подход по введению запрета на размещение на коммерческих онлайн-ресурсах сведений о наличии вакансий, которые заявлены в Общереспубликанский банк вакансий.