По закону дорог: почему происходят ДТП?
Проблеме дорожно-транспортных происшествий и травматизма в них в республике уделяется особое внимание. Тем не менее, она не теряет актуальности, в том числе и в Солигорском районе. Но, как показывает анализ зарегистрированных ДТП, значительное влияние на уровень безопасности дорожного движения оказывает недисциплинированность водителей транспортных средств и пешеходов.
В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия совершаются из-за отсутствия взаимного уважения между участниками дорожного движения, а также по причине прямого игнорирования Правил дорожного движения. Об этом рассказал начальник ОГАИ Солигорского РОВД подполковник милиции Сергей Прима.
— Сергей Анатольевич, традиционно начнем наш разговор с печальной статистики. Расскажите, пожалуйста, в цифрах, как складывается ситуация на автодорогах нашего города и района?
— За 9 месяцев 2024 года в Солигорске и Солигорском районе зарегистрировано 30 дорожно-транспортных происшествий, в которых, к сожалению, 37 человек получили травмы и 3 погибли. Отмечу, что в 2024 году, в сравнении с аналогичным периодом 2023-го, количество ДТП снизилось. И если число раненых почти на том же уровне, то погибших стало меньше — в прошлом году дорога унесла жизни 7 человек.
— Какие ошибки водителей чаще всего приводили к беде?
— 6 аварий произошли по причине превышения скорости, 5 ДТП — из-за нарушения порядка проезда пешеходных переходов, в 4 случаях произошел наезд на велосипедистов, нарушения в правилах проезда перекрестков привели к 4 столкновениям автомашин, еще 2 ДТП были совершены по причине выезда на встречную полосу.
К сожалению, водители забывают о том, что чем выше скорость, тем меньше у них времени исправить возможные ошибки.
— Скажите, пожалуйста, где больше зарегистрировано ДТП: на проезжей части городских улиц или на автодорогах района?
— В Солигорске совершено 14 ДТП, в которых ранены 13 участников дорожного движения (в том числе 5 пешеходов) и 1 пешеход погиб. На дорогах нашего района зарегистрировано 16 ДТП, в которых ранены 22 человека (из них 1 пешеход) и 1 пешеход погиб.
— Под колесами автомобилей оказывались и пешеходы, и велосипедисты?
— Да. За 9 месяцев совершено 14 ДТП с участием пешеходов и велосипедистов. Это на 6 меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Тем не менее, есть о чем задуматься. Наши велосипедисты не спешиваются при пересечении проезжей части по пешеходному переходу. В Правилах дорожного движения прописано, что можно не спешиваться. Но тогда велосипедист должен передвигаться со скоростью пешехода. К сожалению, нередко наблюдаем обратное: велосипедист резко выскакивает на дорогу и ударяется в автомобиль…
— Сергей Анатольевич, на Солигорщине в прошлом году произошло 5 ДТП с участием несовершеннолетних, 1 ребенок погиб. И в нынешнем не обошлось без ДТП с участием несовершеннолетних?
— К сожалению, это так. В период с января по сентябрь 2024-го зарегистрировано 6 ДТП, в которых 1 несовершеннолетний погиб, а 6 — получили ранения.
Основные причины этих ДТП — выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта, перевозка несовершеннолетних пассажиров без специальных удерживающих устройств, не предоставление преимущества движения на пешеходном переходе. По каждой из этих причин в ДТП пострадали по 2 ребенка.
Непристегнутые юные пассажиры — это вина и водителей, и родителей. Напомню, что для перевозки маленьких детей необходимо использовать детское кресло, соответствующее весу и росту ребенка.
Детей в возрасте от 5 до 12 лет необходимо перевозить с использованием удерживающих устройств или иных средств (бустеров, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
Детей в возрасте от 12 лет или ростом от 150 см можно перевозить без удерживающих устройств, но обязательно пристегивать стационарным ремнем безопасности.
При этом очень важно правильно зафиксировать ребенка ремнем безопасности: диагональный ремень должен проходить через плечо и грудную клетку и не соскальзывать на шею.
— Не секрет, что пьянство на дороге — бич нашего времени, причем не только в Солигорском районе. Скажите, пожалуйста, «пьяные» дорожно-транспортные происшествия в этом году были?
— В этом году зарегистрировано 2 ДТП, совершенные водителями, находившимися в нетрезвом состоянии. Это вдвое меньше, чем за 9 месяцев прошлого года. Снизилось и количество задержанных пьяных водителей — со 167 человек в прошлом году до 152 в нынешнем.
— Сергей Анатольевич, проанализировав зарегистрированные в нашем районе дорожно-транспортные происшествия, скажите, пожалуйста, сколько возможных происшествий удалось предотвратить, благодаря проводимой работе на дорогах?
— Печально, но факт: не все участники дорожного движения отличаются дисциплинированностью, благоразумием и законопослушанием. Так что приходится незамедлительно принимать меры.
С января по сентябрь за нарушение Правил дорожного движения в Солигорском районе привлечено к административной ответственности 1 114 пешеходов, 277 велосипедистов и 50 граждан, передвигавшихся на электросамокатах. Эти цифры меньше прошлогодних, однако причины правонарушений все те же: в основном, это нетрезвое состояние, отсутствие фликеров, а нередко — и то, и другое одновременно. Велосипедисты, скутеристы и пешеходы, в состоянии алкогольного опьянения находившиеся на проезжей части либо в темное время суток не обозначенные светоотражающими элементами, изымались с проезжей части.
Привлечены к административной ответственности 426 водителей, которые управляли транспортным средством, не имея права управления. В основном, это водители, за нарушения ПДД лишенные водительского удостоверения.
Проштрафились за нарушения ПДД и 409 мотоциклистов. Мотоцикл отличается динамичностью и маневренностью, но вместе с тем характеризуется меньшей устойчивостью, чем автомобиль. Потому, управляя мотоциклом, необходима предельная концентрация внимания, постоянный анализ дорожной ситуации, осторожность и дисциплинированность. Ведь именно аккуратное, разумное вождение является гарантией безопасности самого мотоциклиста и тех, кто движется рядом с ним в одном транспортном потоке. Об этом мотоциклистам постоянно напоминали сотрудники ГАИ, проводя с ними профилактическую беседу как на дорогах, так и на организованных собраниях. Но прислушиваются не все. В итоге, неутешительные цифры: 15 водителей мотоциклов наказаны за пьянство за рулем, 69 оказались «бесправниками», на 57 мотоциклов наложен арест, 62 — помещены на штрафстоянку.
— Безопасность дорожного движения зависит и от оборудования дорог разметками, пешеходными переходами. Расскажите, пожалуйста, что сделано в этом году?
— Отмечу, что в случае ДТП всегда обследуется место происшествия, выясняются его причины и принимаются профилактические меры на перспективу. Так, пешеходные переходы оборудованы искусственными неровностями. Все пешеходные переходы оборудованы дополнительным освещением, а на некоторых переходах освещение заменено на более яркий световой поток, обеспечивающий лучшую видимость водителям. Обновлялась и разметка дорог. Словом, качество проезжей части и уличного освещения находится под контролем.
На дорогах, перекрестках, во дворах установлено много камер видеонаблюдения. Функционирующая в городе и районе система мониторинга общественной безопасности (СМОБ) помогает прояснить многие ситуации на дорогах, установить все обстоятельства нарушения ПДД, отследить путь следования автомобиля, покинувшего место ДТП и т.д.
— Сергей Анатольевич, на дворе осень, сокращение светового дня, ненастная погода, а следовательно, и плохая видимость на дорогах. По статистике, осенне-зимний период является наиболее аварийно опасным. Что бы Вы хотели в профилактических целях порекомендовать нашим читателям?
— Настоятельно рекомендую водителям выбирать безопасную скорость движения, быть предельно внимательными, особенно вблизи населенных пунктов и пешеходных переходов, где в любое время на дороге может оказаться пешеход или велосипедист.
Пешим участникам дорожного движения и велосипедистам, в свою очередь, необходимо проявлять осторожность и внимательность в дорожном движении, особенно при пересечении пешеходных переходов.
В темное время суток, особенно в сельской местности, не забывать обозначать себя световозвращающими элементами, жилетами повышенной видимости.
Напомню, что двигаться на велосипеде и средстве персональной мобильности (СПМ) разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. Велосипед или СПМ должны быть технически исправны и оборудованы катафотами. При этом вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами или жилетами.
Призываю наших граждан не проявлять равнодушия и сообщать по телефону 102 о фактах нетрезвого вождения или нахождения на проезжей части пьяных пешеходов и велосипедистов, создающих своими действиями угрозу безопасности дорожного движения. Этим вы поможете спасти чью-то жизнь.
Только строгое соблюдение Правил дорожного движения защищает всех нас — водителей и пешеходов — от опасности в виде дорожно-транспортных происшествий. Правила дорожного движения — это закон дорог, и его необходимо соблюдать.