Быть или не быть моторным лодкам на Солигорском водохранилище: итог открытой диалоговой площадки

Быть или не быть моторным лодкам на Солигорском водохранилище: итог открытой диалоговой площадки

Владельцы маломерных судов Солигорщины выступают за снятие запрета на использование маломерных судов с подвесными моторами на Солигорском водохранилище.

 


 

Тем временем, специалисты природоохранных служб высказывают обеспокоенность по поводу того, как это может сказаться на экологической обстановке. Разделились мнения и среди обычных граждан. Одни считают, что маломерные моторные суда поспособствуют развитию водного туризма в нашем регионе, а привлечение людей к прибрежной полосе позволит наконец навести там порядок и выполнить благоустройство — отреставрировать пирсы, открыть на берегу кафе и другие развлечения. Другие жители района считают, что прибрежная зона должна остаться нетронутым уголком природы, где можно насладиться тишиной и свежим воздухом, а развлечения (торговля, водный туризм и прочее) там ни к чему.

 

Чтобы услышать разные мнения и изучить интересы разных сторон газета «Шахцёр» выступила инициатором проведения диалоговой площадки, принять участие в которой могли все желающие. И надо отметить, желающих оказалось много. Дискуссия состоялась в минувшую пятницу. В качестве экспертов на диалоговую площадку мы пригласили Калееву Аллу Васильевну, председателя Солигорского районного Совета депутатов, Струневского Андрея Николаевича, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Каминского Андрея Александровича, начальника Солигорской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, Максимовича Андрея Леонидовича, инспектора Государственной инспекции по маломерным судам по Солигорскому району, Лахай Сергея Ивановича, директора Солигорской РОС «Белорусское общество охотников и рыболовов». 

 

 

 

Свое мнение по назревшему вопросу могли выразить все участники дискуссии. Диалог получился по-настоящему живым, эмоциональным и очень конструктивным. Обе стороны — те, кто выступает за использование маломерных судов с подвесными моторами на Солигорском водохранилище и те, кто выступает против — приводили веские доводы.

 

Тезисно приводим комментарии выступающих.

 

Калеева Алла Васильевна, председатель Солигорского районного Совета депутатов: 

 

 

— Насколько мне известно, даже сейчас в период действия запрета, по Солигорскому водохранилищу ходят маломерные моторные суда. У меня по этому поводу возникает закономерный вопрос: куда смотрят соответствующие службы и почему нет должного контроля? Исходя из этого, возникает ещё один вопрос. Если контроля нет сейчас, то, что будет потом, когда запрет будет снят? Да, я понимаю, что для маломерных моторных судов будет выделена определенная часть водной глади, но уверена, этим не ограничится!

Солигорское водохранилище является достаточно притягательным водным объектом для рыболовов, а это значит — автомобили будут стоять по всему берегу. Даже сегодня, несмотря на запрет, все показатели по экологическим нормам, находятся на грани превышения, что же будет потом? Поэтому лично моё мнение, как жителя Солигорского района — я против снятия данного запрета. И знаю точно, что очень многие солигорчане думают так же.

 

 

Струневский Андрей Николаевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

 

 

— С вопросом о снятии запрета на использование маломерных судов с подвесными моторами на Солигорском водохранилище ко мне обращаются очень часто. И я являюсь одним из инициаторов того, чтобы поставить, наконец, в этом вопросе точку: либо оставляем запрет и больше не возвращаемся к этой теме, либо запрет снимаем и прорабатываем вопрос, чтобы маломерные моторные суда использовались на нашем водном объекте официально и по всем правилам. Но при любом раскладе нужно изучить все плюсы и минусы. Также не могу не поделиться личными наблюдениями. Накануне в выходные дни я специально проехался в сторону Метявичей и посмотрел, сколько там собралось желающих порыбачить. Что увидел? Стоят машины со всех регионов республики и даже пару автомобилей с российскими номерами. И да — люди отдыхают там на моторных лодках. Считаю, если мы не можем это предотвратить, надо возглавить. Чтобы всё было культурно и правильно: автостоянки, ограждения, спуски к воде для транспорта, мусорные баки и прочее. Если будет принято решение о снятии запрета, я со своей стороны обещаю подключиться, и будем вместе решать, как всё организовать. Если же мы принимаем решение оставить этот уголок природы нетронутым, значит давайте наводить там порядок и бороться с теми, кто нарушает действующий запрет.

 

 

Максимович Андрей Леонидович, инспектор Государственной инспекции по маломерным судам по Солигорскому району:

 

 

— На Солигорском участке инспекции по маломерным судам на сегодняшний день зарегистрировано 4 200 маломерных судов. Более 70% из них — это лодки с двигателями мощностью более 5 лошадиных сил. Для сравнения в 2017 году на Солигорском участке было зарегистрировано 3 700 маломерных суден. То есть число их владельцев увеличивается, а это значит актуальность обсуждаемого вопроса растёт. Моё мнение по этому вопросу обосновано, в первую очередь, с экологической точки зрения. Несмотря на то, что современные моторы выбрасывают гораздо меньше вредных веществ в воду, всё же эти выбросы есть. Учитывая количество моторных лодок в Солигорском районе, а ещё учитывая тот факт, что сюда при снятии запрета будут съезжаться люди с разных регионов, можем себе представить, сколько вредных веществ поступит в наше водохранилище. И ещё один момент: несмотря на то, что в Солигорском районе отведены специально оборудованные места для купания, люди на свой страх и риск купаются везде. Стоит задуматься, что же будет, когда на одной территории водной глади будут ходить моторные лодки и купаться отдыхающие. Многие суда с подвесными моторами способны развивать достаточно большую скорость. Это очень опасно. Поэтому моё мнение однозначно — при таких условиях снимать запрет нельзя. Эта тема требует большой проработки.

 

Лахай Сергей Иванович, директора Солигорской РОС «Белорусское общество охотников и рыболовов»:

 

 

— Одна из задач нашего общества — зарыбление водоема. Делается это за счёт взносов рыбаков, состоящих в обществе. На сегодняшний день их 879 человек. Снятие запрета на использование маломерных судов с подвесными моторами на Солигорском водохранилище, конечно, в некоторых моментах ущемит рыбаков, которые занимаются рыбной ловлей с берега. Один простой пример: те рыбаки, которые идут на моторах, не видят, что снасти с берега заброшены метров на 100, и цепляют удочки. Кроме того, вопрос рыбных запасов сегодня стоит достаточно остро.

Что касается зарыбления, мы, конечно же, продолжим эту работу. Но лично для меня немного непонятен вопрос, почему владельцы маломерных судов с подвесными моторами, имея доступ ко всем другим водоемам Солигорщины, где использование моторных лодок разрешено, так активно стремятся именно на этот отрезок в 5 км Солигорского водохранилища…

 

 

Каминский Андрей Александрович, начальник Солигорской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

— Рассматривая этот вопрос, мы должны учитывать все условия и все факторы. Поэтому, прежде всего, я призываю всех заинтересованных людей задать самим себе вопрос, осознают ли они свою ответственность? Объясню, к чему я веду. Шаговая доступность Солигоркого водохранилища — это одна из причин, по которой в 2007 году там был установлен запрет на использование маломерных судов с подвесными моторами. Тема сохранения экологии и ресурсов обсуждаемого водного объекта при принятии данного решения стала определяющей. И ещё раз подчёркиваю, что в Солигорском районе это единственное место, где есть ограничения. Использовать моторные лодки можно на многих других водоемах.

Считаю неправильным, когда владельцы маломерных судов с подвесными двигателями сегодня говорят о том, что им негде использовать свои водные средства передвижения. И я прекрасно понимаю, что здесь речь идёт о другом — о комфорте. Но моё мнение как эколога — снятие запрета постепенно приведет к деградации водного объекта.

В продолжение темы о репродуктивности рыбы приведу цифры: Солигорское водохранилище в год может принять 1700 рыбаков. А теперь вспоминаем цифры Государственной инспекции по маломерным судам по Солигорскому району, в которой зарегистрировано 4 200 маломерных судов (пусть не все они будут рыбачить, но тем не менее…) и почти 900 членов БООР. А сколько ещё незарегистрированных рыбаков? Вот и давайте представим, за какое время произойдет истощение рыбных запасов. А кроме этого, давайте вспомним, какое явное развитие водоплавающей фауны мы в последние годы наблюдаем! На водохранилище увеличилась популяция уток и лебедей. Благодаря запрету, вступившему в силу в 2007 году, мы наблюдаем, насколько активно развивается весь водный объект, целая биосфера. Моё мнение однозначно: моторных лодок на водохранилище быть не должно.

 


 

Заслушав мнение специалистов, высказать своё мнение смогли все участники дискуссии. Это рыбки, владельцы маломерных судов и все неравнодушные солигорчане, которые пришли на диалоговую площадку.

 

 

 

 

 

 

 

Отметим, что все они пришли достаточно подготовленными и высказывали своё мнение, приводя веские аргументы. Присутствующие говорили о том, что сохранить экологию можно лишь взяв использование маломерных судов с подвесными двигателями на контроль и создав соответствующие условия, т.к. в любом случае моторные лодки по водохранилищу ходят нелегально. Приводились примеры других районов Минщины, где подобных запретов не существует, зато создана инфраструктура: организованы автостоянки, установлены буйки, выполнено благоустройство прилегающей территории. Также владельцы маломерных судов с подвесными двигателями нового поколения говорили об их экологичности, приводя в качестве аргумента, что они вообще не выбрасывают вредных веществ. 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушав мнения разных сторон, слово взял Андрей Леонидович Жайлович, председатель Солигорского районного исполнительного комитета:

 

 

— В ходе этой дискуссии лично я узнал много нового. Собственно, для этого мы и собрались здесь, чтобы взвесить все «за» и «против», и чтобы разные стороны наконец услышали друг друга, а позже вместе пришли к какому-то единому решению. К слову, вопрос о снятии запрета на использование моторных лодок на Солигорском водохранилище был одним из первых, с которым ко мне обратились, когда я только вступил в должность председателя райисполкома. Мы тогда также проводили опрос, но, наверное, стоило ещё тогда провести подобную диалоговую площадку, т.к. тема была недостаточно широко распространена и мало кто вникал в этот вопрос. Да и результат опроса оказался 50/50. Надеюсь, на этот раз солигорчане покажут свою активную гражданскую позицию и проявят максимум инициативы. В конце концов, у кого как не у самих солигорчан нам спрашивать, быть или не быть моторным лодкам на Солигорском водохранилище! Пусть это будет мнение и рыбаков, и владельцев моторных лодок, и независимое мнение тех граждан, которые просто живут в этом городе. Увидим результаты опроса и тогда в соответствии с действующим законодательством будем решать, что делать дальше.

 

 

Внимание: онлай-опрос стартует 14 июня в официальном сообществе газеты «Шахцёр» во Вконтакте. Расскажите о нём своим друзьям и знакомым. Давайте вместе решим дальнейшую судьбу Солигорского водохранилища.

 

К онлайн-опросу прикреплено фото, где обозначена часть территории водной глади, протяженностью чуть более 5 км, по левую сторону от Метявичского моста.

 

 

Вопрос стоит о снятии запрета на использование моторных маломерных судов именно на этом участке. Голосование продлится до 21 июня 2021 года. Запись с онлайн-опросом будет закреплена в начале ленты новостей, чтобы вы легко могли её найти.

 

Ждём вашей активности!

КАТЕГОРИИ
Поделиться