Главная >> Новости Солигорска >> По зову сердца: солигорские педагоги рассказали как пришли в профессию

По зову сердца: солигорские педагоги рассказали как пришли в профессию

$ |

И снова слышны звуки нестареющего "Школьного вальса", который забирается в самое сердце , и оно щемит от воспоминаний. О юности, о первых друзьях и, конечно же,  о тех, кто оказался в стенах школы совсем не случайно, а по большой, по очень большой любви. Совсем как герои нашего материала. Они следуют принципу, о котором так верно, так хорошо сказал Сократ: "В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить."

 

«Стоять не над ребенком, а рядом»

 

Людмила Николаевна Ранцевич, заместитель директора по учебно-методической работе средней школы № 1 г. Солигорска. Учительский стаж — 37 лет.

— Я счастливый человек, потому что очень люблю свою работу. Без любви к ней жизнь стала бы утомительной, однообразной, пресной. Вот и получается, что моя работа — и есть моя жизнь.

Первая школа — это первое и единственное рабочее место, ставшее для меня по-настоящему родным. Нет, это не громкие, а очень уместные слова, которые стали возможны благодаря нашему коллективу — сплоченному, инициативному, неустанному в поиске творческих решений.

Я пришла сюда учителем английского. К иностранным языкам душа лежала еще со школьной скамьи, а потому никогда не сомневалась в выборе будущей профессии. Мне всегда нравились возможности моего любимого предмета, который помогает развивать у детей коммуникативность, интеллект, грамотность и однозначно расширяет кругозор. Перед детьми, которые владеют иностранными языками, открывается весь мир. А еще это прекрасная возможность рассказать миру о своей родине. Это очень интересный предмет, не увлечь которым просто невозможно. Особенно замотивированых детей. И как можно описать чувства, когда твои воспитанники показывают достойные результаты на серьезных испытаниях! Например, таких, как олимпиада по иностранному языку, где несколько лет подряд мои ученицы становились победителями 2-го и 3-го этапов. Или на централизованном тестировании: в этом году одна девочка получила на ЦТ 95 баллов, а другая — 91. И что особенно радует сердце — когда они решают связать с английским свою жизнь. В нашей школе уже преподает одна из моих бывших учениц.

Какими методами я руководствуюсь? У каждого учителя они свои и вырабатываются с годами, но самый действенный — это доброе отношение к своим подопечным. В этом случае ребенок обязательно проникнется доверием к своему учителю. А от доверия рукой подать к заинтересованности к изучаемому предмету. Тактичность обязательна! Особенно в разговорах по душам, что также далеко не редкость и само по себе очень эффективно. Как обязательно и взаимоуважение. Учитель — это человек, который любит, понимает и принимает ребенка таким, какой он есть. Да, любовь к своему предмету безусловна, но любовь к детям — вот, что главное. Без нее в этой профессии ничего не сложится. А еще нужно при любых обстоятельствах оставаться порядочным человеком. Как там поется в известной песне: «Самая главная в жизни профессия — быть человеком». Человечность всегда в моде. С детьми нужно быть искренней, потому что они очень хорошо чувствуют своего учителя, чувствуют, когда их действительно любят. Вот почему мне так близко представление о том, что хороший учитель должен стоять не над ребенком, а рядом с ним.

За мою практику мне дважды доводилось становиться классным руководителем. Это было прекрасное время, которое подарило возможность породниться душой с удивительными людьми — яркими, пытливыми, талантливыми. Разве можно забыть наши совместные походы за город, к водохранилищу! Они все — мои дети, по которым я не перестаю скучать, на встречу с которыми спешу с огромной радостью и невероятно счастлива, когда и они стараются не пропускать школьные вечера, куда съезжаются из разных городов и стран. И теперь, по прошествии многих лет, когда кто-нибудь из тех милых детей (имеющих уже своих детей) несется ко мне навстречу, широко раскинув свои объятия, не могу сдержать слез, понимая, что все было не напрасно…

 

 

«Дапамагчы дзецям стаць сапраўднымі людзьмі»

 

 

Наталля Пятроўна Курбацкая, настаўнік беларускай мовы і літаратуры гімназіі № 1 г. Салігорска, педагог вышэйшай катэгорыі. Настаўніцкі стаж — 20 гадоў.

— Любоў да роднай мовы ўзнікла ў маім сэрцы дзякуючы майму класнаму кіраўніку — настаўніцы беларускай мовы і літаратуры. А яшчэ гэта былі 90-я гады, калі дух беларусізацыі быў моц­ным, і мы, студэнты, адчувалі сябе сапраўды акрылёнымі. Вочы ў нас гарэлі, а таму я і многія мае знаёмыя ішлі вучыц­ца менавіта на настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры, каб і нашы будучыя выхаванцы таксама атрымалі гэтакі ж запал любові і павагі да роднай культуры. А ведаеце, што самае цікавае? Калі ствараліся сацыяльныя сеткі, мы, аднакурснікі, пачалі знаходзіць адзін аднаго, радаваліся дасягненням, мне вельмі спадабалася выказванне ў свой адрас: «Ой, якая ты малайчынка! Гэта ж так цяжка — быць настаўнікам!». Так, цяжка, але я ўсё жыццё адчуваю ад сваіх выхаванцаў такую аддачу, што мне хочац­ца працаваць далей. Кожны з іх — індывідуальнасць, таму стараюся дастукацца да сэрца кожнага дзіцёнка. І самая галоўная мая задача не столь­кі як настаўніцы, а больш як чалавека, — дапамагчы ім стаць сапраўднымі людзьмі з вялікай літары, з высокімі маральнымі якасцямі. Гэта вельмі важна. 

Кажуць, між іншым, што дзеці — самыя лепшыя псіхолагі. Так. Дзіця ніколі не падманеш. Вось і стаіш перад імі кожны ўрок і гаворыш ад самага сэрца. А яшчэ вельмі важ­на, каб вучні ў маім кабінеце адчувалі сябе ўтульна — толькі тады яны могуць раскрыцца.

Якога беларускага пісьменніка вызначаю больш за ўсіх? Караткевіча. Вельмі люблю і яго прозу, і паэзію, бо менавіта яго творчасць насычана патрыятызмам і гуманістычным гучаннем. Вось, хто сапраўды любіў сваю родную мову, і калі я сустракаю людзей, якія таксама любяць і ­ўмеюць на ёй размаўляць, сэрца не нарадуецца.

Калі дзеці прыходзяць да мяне ўпершыню, вучу іх не баяцца задаваць пытанні і не баяцца сваіх памылак. Я не ведаю тых, хто не памыляецца, і гэта адносіцца і да самога жыцця ўвогуле. Хацелася б, каб ішла нейкая тэндэнцыя ў нашым грамадстве: размаў­ляць на роднай мове — гэта крута. І калі б людзі не звярталі ўвагі на тое, што пры размове яны памыляюцца, думаю, справа пайшла б.

Люблю псіхалогію. Усе мы вельмі розныя, кажу я сваім выхаванцам, і калі ў калектыве ім нехта не падабаецца, гэта не азначае, што той чалавек дрэнны. Ён проста іншы.

Вельмі ганаруся сваімі выхаванцамі, якія займаюцца даследчай дзейнасцю. Тэматыка іх работ адказвае сучасным павевам: «Маладзёжны слэнг як кампанент вымаўленчай культуры гімназістаў», «Сацыяль­ная рэклама на беларускай мове», «Абрад Купалля ў сучаснай беларускай паэзіі». І як дасягненне — дыпломы раённага ўзроўню 1-й и 2-й ступені.

Канешне, перажываеш, калі нешта не атрымліваецца, калі няма той аддачы, якую чакаў. Але мы кожны дзень імкнемся да нейкай мэты, самарэалізуемся, шукаем ці змяняем сябе. І я добра бачу, над чым яшчэ можна папрацаваць, куды ісці далей. Увогуле колькі раз жыццё так складвалася, что мае родныя казалі: «Ну хопіць ужо! Адпачні!». А я ў адказ: «Не магу, бо люблю дзяцей»…

 

 

 

«Если сам в глубине души не являешься ребенком,ты не сможешь работать с детьми»

 

Леонид Станиславович Ванкевич, учитель математики УПК детский сад-средняя школа агрогородка Гоцк, педагог высшей категории, «Учитель года – 2017». Учительский стаж — более 40 лет.

— Я всегда хотел выучиться на строителя, чтобы в моей родной деревеньке, что на Березенщине, исчезло, наконец, бездорожье, но наличие в родне педагогов и серьезная увлеченность математикой определили мое будущее. Поступил на физико-математический факультет педагогического института, там же повстречал свою будущую жену, и при распределении в 1977-м мы с ней приехали в Гоцк. То ли время было такое, а может, мы были другими, но ни у кого и мысли не было отказаться. Стали работать в местной школе (к слову, моя супруга — Тамара Владимировна — была ее директором в течение 20 лет) и прорастать корнями. Появилось ли за столько лет чувство усталости? Нет. А у человека, которого удовлетворяет его работа, усталость и не должна появляться.

Дело еще и в том, что жизнь в деревне — она другая. Больших охотников приехать сюда на работу не наблюдается. Поэтому приходится работать на будущее. Проблемы есть, но что поделать! Ни одна работа не обходится без проблем. А нам с супругой никогда не хотелось чего-то иного или других мест. Здесь всегда было интересно, по душе. Нам хотелось работать. И, слава Богу, мы видим плоды своего труда. Есть такое понятие: «добро посеешь, добром и откликнется».

В нашем коллективе всего трое мужчин: трудовик, физрук и я, математик (смеется). Не богато, как говорится, но в каждой школе обязательно должно присутствовать мужское начало. Сейчас все больше детей воспитывают одинокие женщины, и многие дети (неважно — мальчик или девочка) плохо понимают роль отца в семье. Конечно, это удручает, но мы работаем над этим.

Методические рекомендации? Все давно уже прописаны, и все учителя давно этим пользуются. А моя метода бесхитростна — мне просто нравится работать с детьми. Я понимаю, что они очень поменялись, но все равно ты стараешься их научить не столько математике (математику не каждый осилит), а работать в коллективе, хвалить за успехи, поддержать маленького человека, поселить в нем уверенность, желание учиться, потому что мы учимся всю жизнь.

Когда появляется свободная минутка, с удовольствием перечитываю белорусских авторов. Мне нравится, с какой любовью они пишут о нашей земле, о ее людях, обрядах. Ну а то, что белорусский язык — самый красивый на свете, это бесспорно, а потому и свои уроки я провожу на родной мове.

Когда твоя профессия связана с детьми, не будучи самому ребенком в душе, ты просто не сможешь с ними работать. Дети любят, когда учитель работает с ними тет-а-тет. А уметь и знать, значит, выучить.

Что в нашей школе нового? А у нас все хорошо! Вы наверняка наслышаны об амбициях сельских ребят. Так вот, коль уж мы с Гоцка, мы обязательно должны побеждать. Нашим воспитанникам хочется быть первыми. И это похвально. Дело в том, что мы активно участвуем в конкурсном движении интернет-проекта «Интеллектуальный марафон по математике «Школа гениев», который создан для развития талантливых учащихся через систему дистанционного обу­чения. Из последних достижений — наш ученик занял второе место на Республиканской дистанционной олимпиаде по математике.

Из личных достижений? Подтвердил высшую категорию. Так что буду работать, пока позволят (смеется). И не собираюсь унывать. А зачем? Нужно в плохом находить позитивное, а в хорошем – еще лучшее.

Нужно собственным примером учить детей любить жизнь такой, какая она есть.

 

 

К каждому ребенку в классе — как к родному.

 

 


Анастасия Ивановна Воробьева — самая юная героиня нашего материала, которая работает в самой молодой школе Солигорска — 14-й, преподает химию и биологию. Учительский стаж
 — 7 лет.

Сейчас ей самой не верится, но конкретного желания быть педагогом у нее в юности никогда не было. Девочка росла в деревне Мазурщина, в ее родной школе учителя химии и биологии (Валентина Николаевна Киндар и Елена Николаевна Пашук) сумели так увлечь ее своими предметами, что выпускница так и представляла будущую работу в лаборатории в окружении пробирок и реактивов. Но уже на 4-м курсе Гомельского университета их, студентов-биологов, отправили на практику — и совсем не туда, куда мечтала наша собеседница, а в обычную среднюю школу. Анастасия думала, что это будет лишь студенческим опытом, но оказалось, что расставаться с преподаванием ей уже совершенно не захотелось.

В Солигорск девушка вернулась по распределению в 2013-м году, когда 14-я школа как раз готовилась распахнуть двери. Вспоминает, как ждала своих учеников, первых в ее жизни, и, конечно, очень переживала.

— Свой первый урок я запомню на всю жизнь, он у меня был еще и открытым, приехали официальные лица, но самый большой страх — не найти общий язык с ребятами. Переживала, что они не будут воспринимать меня всерьез из-за небольшой разницы в возрасте, но, как оказалось, это не проблема, — Анастасия говорит о своих учениках и начинает улыбаться.

Сейчас учитель ведет химию и биологию почти во всех параллелях, а еще вот уже третий год она классный руководитель — ее ребята ходят в 7-й класс. Пресловутый сложный переходный возраст, но он совершенно не пугает нашу героиню, про всех своих учеников она абсолютно уверенно заявляет: «Мне с ними повезло!». Наш разговор прервал телефонный звонок: звонила мама одного из учеников, рассказала о конфликте одноклассников, попросила помочь.

— Так нередко бывает, — говорит учитель, что какие-то вещи ребята родителям сказать не могут, а со мной обязательно поделятся. И родители об этом доверии знают и ценят, поэтому и на связи со мной 24/7, я всегда готова выслушать. В моем классе учатся 23 ребенка, к каждому отношусь как к родному и за каждого переживаю как за своего.

А между тем есть и свой, 24-й, точнее, 24-я: дочери Анастасии Полине сейчас 5 лет, в следующем году она сама готовится пойти в школу. А пока просто обожает приходить на рабочее место мамы — в лаборантскую, где ее ждет муляж скелета, которому девочка дала имя Гриша.

Кстати, игровая форма — один из любимых методов, которые Анастасия задействует и в рамках обучения в классе, говорит, современным детям это очень нравится. В ее преподавательском арсенале — разнообразные способы, включающие интерактив и работу с новыми технологиями. Кроме того, Анастасия постоянно проявляет себя в исследовательской деятельности — ее ученики много раз становились лауреатами научно-практических конференций областного, республиканского и даже международного уровня.

— Так вот, возвращаясь к тому, что учителем я быть не хотела. Сейчас я бы ни за что не променяла эту профессию ни на какую другую. День учителя — это мой праздник! Потому что именно моя работа дает мне тот ритм жизни, который делает меня счастливой. Мне некогда сидеть и думать о каких-то проблемах: постоянные уроки, общение с детьми и коллегами, профессиональное развитие, я никогда не останавливаюсь, а дальше — больше!