
Как изменились потребительские привычки за год?
Статистика подводит первые итоги 2025 года. Сегодня внимание обратим на траты. Как показывают данные, мы стали активнее тратить деньги в магазинах и кафе. Что еще? Розничная торговля показывает уверенный рост, в то время как оптовый сектор переживает спад. Разбираемся, что стоит за этими цифрами и как изменились наши потребительские привычки.
По данным Белстата, за первые девять месяцев 2025 года мы потратили в магазинах и на предприятиях обслуживания 75,2 миллиарда рублей. Если отбросить влияние инфляции и посмотреть на реальные объемы продаж (в так называемых «сопоставимых ценах»), то рост составил 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На что тратим деньги?
Чтобы понять масштабы, полезно взглянуть на другой показатель — среднедневные траты на одного человека. С начала 2025 года они составили 30,2 рубля. Для сравнения, годом ранее эта сумма была равна 26,8 рубля. Покупательская активность населения увеличилась, но на что? Подавляющая часть всех покупок — 95,6% — приходится на обычные магазины и торговые сети. Их товарооборот вырос до 71,9 миллиарда рублей, что на 8,8% больше, чем в 2024 году.
Общепит в плюсе, а опт в минусе
Помимо розничной торговли, позитивная динамика наблюдается и в сфере общественного питания. Кафе, рестораны и столовые в январе-сентябре 2025 года обслужили клиентов на 5,4 миллиарда рублей, показав рост на 5,6%. В этом году по данным статистики мы не только чаще покупаем товары, но и готовы тратить деньги на отдых и питание вне дома.
Однако не все секторы экономики показывают рост. Оптовая торговля, которая работает с крупными партиями товаров, показала снижение. Ее оборот составил 132,3 миллиарда рублей, что на 6,4% меньше, чем год назад. Возможно, большой бизнес проявляет осторожность, оптимизирует свои запасы и ожидает дальнейшего развития экономической ситуации.
Что в итоге?
Цифры статистики рисуют картину оживления потребительского сектора. Рост розничных продаж и оборота общепита говорит об увеличении доверия населения и его платежеспособного спроса. В то же время спад в оптовой торговле напоминает, что бизнес-сектор ведет себя более сдержанно. Вместе эти тенденции показывают два разных взгляда на экономику. Мы, как простые покупатели, стали тратить больше, а вот предприниматели действуют прагматично, где-то даже со здоровой толикой осторожности.


