
Почему автодороги не любят пожилых: факты, аналитика, примеры
Последний месяц 2023 года запомнится жителям Солигорского района, помимо всего, большим количеством дорожно-транспортных происшествий, в которых есть пострадавшие. Нередко участниками таких ДТП были граждане пожилого и пенсионного возраста — водители, пассажиры и пешеходы. По количеству таких ДТП в декабре Солигорский район оказался в числе печальных лидеров на Минщине. Почему же пожилых граждан так не любят солигорские дороги?
У виновников ДТП и пострадавших бывают свои оправдания. Но что бы кто ни говорил, полагаю, что основная причина — недисциплинированность и беспечность. Дорожно-транспортное происшествие в последний день уходящего 2023 года — горькое тому подтверждение.
Так, 31 декабря около 22.15 на автодороге Старобин — Сковшин — Сосны водитель автомашины «Фольксваген-Пассат», двигаясь со стороны д. Махновичи в направлении г.п. Старобин, совершил наезд на женщину, которая находилась на полосе движения и не была обозначена световозвращающим элементом. Водитель с места происшествия скрылся. В результате ДТП женщина-пешеход — 52-летняя жительница Солигорска — получила травмы, от которых скончалась в реанимационном отделении больницы.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий водитель (и автомобиль) был разыскан и задержан. Им оказался нетрезвый 49-летний житель г.п. Старобин, ранее 9 раз привлекавшийся к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения. Водитель не имеет водительского удостоверения. У автомобиля — нет допуска к участию в дорожном движении, отсутствует и страховое свидетельство.
За каждым таким ДТП — чьи-то слезы и боль, горечь утраты, внезапно оборвавшиеся жизни, сломанные судьбы, несбывшиеся планы и мечты.
Хочу выразить слова соболезнования родным и близким всех раненых и погибших в дорожных авариях. Разумеется, никому не пожелаешь и той ситуации, в которой оказываются водители, под колесами автомобилей которых оказались люди…
Одно из наиболее распространенных нарушений — нежелание пешеходов и велосипедистов носить светоотражающие элементы, оборудовать велосипеды фарами и использовать одежду повышенной видимости при движении в темное время суток. Таким образом, они создают на дороге эффект человека-невидимки, тем самым лишая водителей возможности вовремя заметить идущих (едущих) и затормозить.
Лукавят пожилые граждане, когда отсутствие световозвращающего элемента на своей одежде или хотя бы на сумке объясняют забывчивостью или отговорками: мол, вышли ненадолго на улицу и не планировали возвращаться домой затемно. Да просто не верят они в полезность фликеров. Как не верят многие в эффективность автономных пожарных извещателей в своих жилищах. И зря, как позже доказывает жизнь.
Появляться в состоянии алкогольного опьянения на дороге — верх беспечности и пешеходов, и водителей. Здесь, как говорится, без комментариев.
К трагедии может привести неверная оценка расстояния до движущегося автомобиля. В ночное время расстояние до автомобиля кажется больше, и скорость его — ниже, на самом деле движущийся автомобиль ближе, и скорость его выше. Казалось бы, не стоит перебегать дорогу перед светящимися фарами автомобилей. Но многие пешеходы именно так и поступают. Чем это заканчивается — знаем из милицейских сводок.
В силу возраста у людей возможно ослабление зрения, слуха, внимательности. Пожилой человек не всегда в состоянии быстро уйти с опасного участка дороги. В холодное время года многие пожилые люди одеты достаточно плотно, на голове у них нередко объемные капюшоны. Это ограничивает возможность быстро поворачиваться для обзора обстановки.
Кроме того, кто-то из них принимает лекарственные средства, в том числе успокоительные, побочным эффектом которых может быть некоторая заторможенность. В таком случае замедляется реакция. Все это следует учитывать водителям.
Нередко наблюдалась и такая ситуация, когда пожилым пешеходам, переходившим проезжую часть, оставалось еще несколько шагов до тротуара, а водители уже начинали движение. Как будто они не понимают или просто не желают понимать, чем это может обернуться, если пешеход поскользнется и упадет, либо вдруг передумает идти вперед и повернет в обратную сторону.
Как-то довелось мне оказаться в такой ситуации, когда в центре Солигорска таксист запросто выехал на нерегулируемый пешеходный переход перед пожилыми пешеходами и затормозил на нем лишь потому, что люди продолжали движение. В то же время другие автоводители, соблюдая правила, остановились и пропускали идущих. Таксист был возмущен тем, что ему не уступили дорогу, хотя и понимал, что не прав.
Чем мы, окружающие, можем помочь пожилым пешеходам? Прежде всего, пониманием. Не секрет, что люди в солидном возрасте и сами переживают из-за того, что не могут быстро передвигаться, а сообразительность уже не та. Так что на проезжей части с огромным потоком машин пожилые люди чувствуют себя неуверенно. Почему же им в такой ситуации не помочь — не взять под руку или за руку и перевести через проезжую часть?
Разумеется, необходимо позаботиться и о своих пожилых родственниках — приобрести для них светоотражающие элементы, почаще напоминать о правилах безопасного поведения на дороге.
Пару слов замолвим и о пожилых водителях. С возрастом труднее оценивать обстановку вокруг автомобиля, снижается зрение, внимательность, быстрота реакции, что подчас приводит к аварийным ситуациям на дороге.
Что еще нужно для безопасности пожилых граждан на автодорогах? Прежде всего, культура поведения, взаимное уважение и, конечно же, осторожность, рассудительность, ответственность за свои действия.