Главная >> Новости Беларуси >> Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности

Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности

$ |

Модернизация белорусского общества, новые потребности людей, необходимость обновления политической системы – это объективные предпосылки того, почему назрела необходимость изменения Конституции Республики Беларусь.

 

Глава государства А.Г. Лукашенко на встрече с рабочей группой по доработке проекта новой Конституции, состоявшейся 21 октября 2021 г., подчеркнул, что «новый проект Конституции должен разрабатываться с учетом конструктивных мнений белорусских граждан».

 

В ближайшее время подготовленный проект Основного закона будет вынесен на всенародное обсуждение. Каждый из нас сможет стать участником конституционного созидательного процесса, а это значит – творцом общего будущего, будущего белорусского народа.

 

 

 

История Конституции Республики Беларусь

 

История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. заслуживает особого внимания.

 

Следует отметить, что, по существу, проект Основного закона был уже готов к середине 1991 г. Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике – президентской или парламентской?

 

В итоге был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.

 

Историческое решение – принятие новой Конституции – состоялось 15 марта 1994 г. С тех пор этот день является государственным праздником.

 

Конституция учреждала и закрепляла основополагающие начала организации и развития общества и государства, юридически оформила важнейшие государственные институты, закрепила разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

 

Впервые в Беларуси был введен институт президентства.

 

10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г. Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.

 

Конституция 1994 г. по своей сути была антикризисной, однако не могла в полной мере обеспечить поступательное и успешное развитие молодого белорусского государства. Это и обусловило внесение в нее изменений в два последующих года. При этом важно, что все изменения в Основной Закон вносились Главой белорусского государства не единолично, а неизменно советуясь по этому поводу с народом.

 

 

 

Конституционные референдумы в Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

 

Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 г. Глава государства А.Г.Лукашенко представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

 

Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы белорусской Конституции 1994 г. не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

 

Для выхода из этой ситуации в августе 1996 г. А.Г. Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал, но при этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос об упразднении поста Президента и превращении республики в парламентскую.

 

Таким образом, на второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.

 

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9% от общего числа избирателей.

 

Очередные изменения в Конституцию были приняты по итогам референдума 17 октября 2004 г., также проведенного по инициативе Президента. На народный суд был вынесен единственный пункт:

о возможности предоставления Главе государства права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в очередных выборах Президента и отмены ограничений на количество сроков переизбрания на данную должность для одного и того же лица. По итогам референдума белорусский народ вновь поддержал предложение лидера.

 

 

 

На пути к новой Конституции 2022 г.

 

Вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь поднимался белорусским лидером на протяжении последних пяти лет неоднократно.

 

Началом большой работы по анализу эффективности действующей Конституции можно считать заявление, которое сделал Глава государства 7 октября 2016 г., выступая перед новым составом Национального собрания Республики Беларусь. Тогда А.Г. Лукашенко отметил, что не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии с требованиями времени. Главой государства были даны соответствующие поручения судьям конституционного суда совместно с учеными, юристами и парламентариями проанализировать Основной Закон и внести предложения по его изменениям.

 

Во время предвыборной кампании на встрече с коллективом ОАО «Беларуськалий» в июне 2020 г. Президент Республики Беларусь подчеркнул, что представленные ему варианты Конституции «недостаточно решительные». По словам Главы государства, необходимо перераспределение полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом, серьезное усиление роли местной власти. Тема конституционного реформирования, перемен через обновление Основного Закона была вновь поднята Парезидентом в ходе встречи с коллективами ведущих СМИ (09.07.2020) и Послании белорусскому народу и Парламенту (04.08.2020).

 

В соответствии с Указом Главы государства от 15 марта 2021 г. № 105 была создана Конституционная комиссия и утвержден ее состав. Началась активная работа над подготовкой обновленного Основного закона нашей страны.

 

Важно отметить, что накануне VI Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС) предложения по изменению Конституции Республики Беларусь широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране в октябре 2020 г. – феврале 2021 г.

 

Среди предложений по теме конституционного реформирования – перераспределение властных полномочий с усилением функций Парламента, Правительства и местных органов власти, закрепление необходимости сохранения традиционных ценностей и идеологических основ белорусского государства, социальных гарантий населению и многие другие.

 

Рабочая группа по доработке проекта Конституции неоднократно встречалась с Главой государства. Именно Президентом было акцентировано внимание на необходимости перераспределения полномочий от Главы государства к другим органам власти, а также упрощения процедуры импичмента.

 

 

 

Предлагаемые изменения в Конституцию

 

Может показаться, что в текст преамбулы внесены незначительные изменения. Но каждое слово, которое было добавлено, имеет важное значение для понимания ценностных ориентиров развития нашего государства.

 

Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. Это отражает важную общемировую тенденцию. Современные государства осознали не только достоинства, но и недостатки глобализации и интеграции. Стало очевидно: сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет национальной идентичности, нет солидарности и консолидации граждан. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства.

 

Приоритетом социальной политики Беларуси продолжает оставаться защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Особое внимание в проекте Конституции уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми и молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах.

 

Вместе с тем предлагается ввести и социальную ответственность граждан перед обществом и государством, то есть произойдет не только расширение прав, но и закрепление обязанностей. Конституция – это не набор льгот, это ряд гарантий, которые предоставлены государством нашим гражданам.

 

Не менее важным конституционным посылом является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей.

 

Рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия ВНС, который станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.

 

В связи с тем, что высшим должностным лицом продолжает являться Президент, предполагается, что в Конституции будут несколько ужесточены требования к кандидатам на данную должность. Также планируется введение ограничений по срокам для Главы государства – не более двух. Изменения может претерпеть процедура импичмента: с учетом полномочий ВНС она будет скорректирована, в некоторой степени даже несколько упрощена.

 

Кроме того, в новом Основном законе будет отражено повышение роли Парламента и наделение его дополнительными контрольными функциями.

 

Стоит вопрос и об усилении позиций Правительства. Премьер-министр будет самостоятельно вносить состав Правительства на утверждение Президента и, как следствие, нести ответственность за его работу.

 

Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы белорусской модели общественного развития:

– сильное государство;

– социально-ориентированная рыночная экономика;

– традиционные христианские ценности.

 

 

 

Конституция Республики Беларусь как основа социально-ориентированной направленности государства

 

Принцип социального государства сохранится в качестве одной из важнейших основ конституционного строя нашей страны. Как отмечал Глава государства, в новой версии Конституции предполагается сохранить преемственность социальной политики Беларуси и еще более повысить и без того высокий уровень социальной защищенности граждан.

 

 

 

Сохранение и укрепление здоровья граждан

 

Конституцией Республики Беларусь и дальше будет закреплено право наших граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.

 

За последние пять лет построено или тотально реконструировано более 80 объектов здравоохранения.

 

Беларусь занимает одно из ведущих мест среди стран мира по доступу населения к медицинским услугам. В стране предоставлен стопроцентный доступ граждан к ним, в том числе обеспечен всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья.

 

Также наша страна занимает 25 позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран и входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов.

 

Ситуация по вакциноуправляемым инфекциям в Беларуси наиболее благоприятная среди стран СНГ.

 

 

 

Государственная политика в социально-трудовой сфере

 

Гражданам страны и дальше будет гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на безопасные условия труда.

 

Как и прежде, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство продолжит проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

 

 

 

Поддержка семьи

 

В Республике Беларусь защита и укрепление института семьи сохранится приоритетной задачей семейной политики как составной части социальной политики. Брак, семья, материнство, отцовство и детство продолжат находиться под защитой государства.

 

Сегодня многое делается нашей страной в данном направлении. Так, республика обеспечивает выплату пособий при рождении детей предоставление бесплатных медицинских услуг и образования оказание адресной социальной помощи и социального обслуживания в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации, предоставление родителям гарантий в сфере труда, налогообложения, пенсионного обеспечения, развитие инфраструктуры быта и семейного отдыха и др.

 

 

 

Доступное и качественное образование

 

Граждане Беларуси сохранят право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего и послевузовского образования.

 

В стране сохранены меры социальной защиты обучающихся в части предоставления дифференцированных льгот для отдельных категорий граждан при оплате за питание и пользование учебниками и (или) учебными пособиями. Также учащиеся, которые получают общее среднее и специальное образование, имеют право на бесплатный проезд на общественном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня.

 

Для учащихся, которые получают профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, государством предусмотрены множество возможностей: получение кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования; получения скидки размере от 40% до 60% со сформированной стоимости обучения и возможность перевода на обучение за счет средств бюджета за успехи в учебе; получение стипендии; материальная помощь (для находящихся в тяжелом материалом положении); проживание в общежитии (в том числе бесплатно для социально-защищенных категорий граждан); возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом для проживания в общежитии и другие льготы.

 

 

 

Молодежная политика

 

Всемерная поддержка молодежи Главой белорусского государства определила создание разветвленной нормативной правовой базы.

 

В рамках нее действуют: гарантии в получении образования, сфере семейных и трудовых отношений; поддержка талантливой и одаренной молодежи, молодежные организации, работают молодежные парламенты и самоуправление.

 

Существующая система стипендиального обеспечения позволяет выплачивать стипендии почти 90% студентов и учащихся дневной формы обучения.

 

По индексу прогресса молодежи 2021 года Беларусь занимает 52-е место из 150 государств, опережая другие страны СНГ, в том числе Казахстан (54-е), Украину (60-е) и Российскую Федерацию (63-е).

 

 

***

 

 

Символично, что подготовка нового проекта Конституции совпала с объявленным в стране Годом единства белорусского народа. А это значит, что ее принятие станет своего рода национальным символом, который сплотит вокруг себя граждан нашей страны.

 

 

Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе материалов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, БелТА, «СБ. Беларусь сегодня», «Беларуская думка»

Print Friendly, PDF & Email