Если не мы, то кто?

Если не мы, то кто?

Где искать вдохновение и желание сделать что-то не только для себя лично? Ответ кроется не в пространных философских размышлениях, а в простых действиях. Вместо рассуждений или даже возмущений, стоит просто встать, взять в руки веники и грабли, выйти на улицу и привести в порядок пусть небольшой, но все же уголок общественного пространства. Пример? Что ж, вот он – ребята из Долговской школы. Дружный и честный смех, свежий воздух и в понимание, что твой труд – это часть большого дела.


В Долговской школе существует особое взаимодействие и отношение ко многим важным вещам. Это даже не совсем точно можно описать устоявшимися выражениями вроде «гражданская активность» или «волонтерское движение». Здесь это что-то более органичное и теплое, честное, как говорится, «от души». Педагоги и ученики живут по принципу: «Если не мы, то кто?». Этот вопрос – не фигура речи, а руководство к действию. Он снимает с повестки дня бесплодные дискуссии о том, кто должен браться за дело, и запускает куда более продуктивный процесс – поиск решений.

Именно так и произошло с недавним республиканским субботником. Призыв был воспринят не как указание, а как естественный повод сделать родное пространство лучше, чище и ухоженнее. И вышли на уборку не потому, что «надо», а потому, что хотелось.

Ключевой точкой приложения сил стали знаковые для каждого жителя Долгого места: памятник землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, и памятник Герою Советского Союза, летчику Луке Захаровичу Муравицкому. Уборка опавшей листвы вокруг мемориалов, скорее, здесь больше как дань уважения и живой связи поколений. Ребята, вооружившись граблями и метлами, наводили порядок действительно на важных для жителей района памятниках истории. Шелест листвы вступал в диалог с тишиной памятников, напоминая, что память – это не что-то застывшее в камне, а действие, которое нужно постоянно совершать, поддерживать и передавать.

Этот день сложно было назвать рутинным. Он был наполнен совершенно иной энергетикой. «Труд. Позитив. Активность и массовость» – так описывают его участники. И в этой короткой формуле кроется секрет успеха любых начинаний в Долгом. Когда работа воспринимается как общее дело, она перестает быть «обязаловкой». Она превращается в повод для общения, совместного достижения цели и искренней гордости за результат. Всеобщая вовлеченность  стала естественным следствием сложившейся культуры. В месте, где ценят инициативу, даже подростки не ждут указаний – они видят, что другие уже действуют, и с радостью присоединяются.

Именно здесь рождается то самое чувство ответственности, о котором так много говорят. Оно не навязано сверху, а взращена изнутри. Это понимание, что твой дом – это не только стены твоей квартиры, но и улица, школа, памятник, весь агрогородок в целом. И забота о нем – это не обуза, а проявление любви и уважения к малой родине. Именно это и стараются донести в Долговской школе подрастающему поколению, вовлекая ребят во все общественные инициативы, поддерживая их идеи и стремления.  Именно так воспитывают настоящих хозяев своей земли, которые не ждут, когда за них кто-то что-то сделает. Они берут и делают сами, с улыбкой, с энтузиазмом и с глубоким осознанием важности своего труда, понимая, что будущее рождается сегодня из простых, но таких важных дел — из убранной листвы, из сохраненной памяти и из готовности сказать: «Если не мы, то кто?».

Фото Долговская школа

 

КАТЕГОРИИ
Поделиться