Почему православные во время службы обязательно должны стоять?
«Давно интересует вопрос, почему в Православной Церкви во время службы нужно обязательно стоять? Ведь для удобства прихожан храмов и церквей можно было бы установить там скамеечки, как это сделано у католиков. Думаю, не только я один так считаю. Сидя намного легче перенести службу, особенно людям пожилого возраста. В большие праздники и долгие службы выстоять всю ночь трудно даже молодому здоровому человеку. Присесть на скамейку в храме лично мне даже как-то стыдно. Меня всегда учили, что нужно стоять и терпеть. Хотелось бы прояснить для себя этот момент и услышать из первых уст, будет ли это правильным — провести службу на скамеечке, если плохо себя чувствуешь?».
Сергей М., житель г. Солигорска
Отвечает протоиерей Николай Лабынько, секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель Покровского храма д. Чижевичи:
— В православии нет никакого «регламента», который бы обозначал: стоять всю службу обязательно от начала до конца, а сидеть — это грех. Иногда за богослужением мы слышим такие возгласы священнослужителей, как «Восстаните!», «Премудрость, прости» и другие. Именно они говорят о том, что в древности за богослужениями все присутствующие сидели и поднимались, когда слышали эти слова. До сегодняшнего дня практика сидения за богослужением сохранилась в некоторых Поместных Православных Церквях (например, в Константинопольской, Кипрской, Болгарской и др.). На Святой Горе Афон, где службы иногда могут длиться до 20 часов без перерыва, выстоять на ногах просто физически невозможно.
Традиция же стоять во время богослужения сложилась в Русской Православной Церкви. Это «стояние» является своеобразным подвигом, когда человек имеет возможность в чем-то действительно физически пересилить себя ради Бога и ради Таинств, которые происходят в храме. Вместе с тем, этот маленький подвиг помогает нам не путать богослужение с приятным времяпрепровождением.
Есть силы — постойте, нет — присядьте. Как говорил некогда святитель Феофан Затворник: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах».
Потерять нательный крестик — плохой знак?
«Меня очень мучает один вопрос, который, как мне кажется, хотели бы прояснить для себя многие православные верующие. Не так давно я потеряла нательный крестик. Думаю, что это — плохой знак. Цепочка осталась, а сам крестик просто исчез. Я очень расстроилась и сильно себя «накрутила» по этому поводу. Однако многие мои знакомые утверждают, что это, наоборот, хорошо, мол, так высшие силы отвели от меня какую-то беду, крестик взял на себя какие-то мои проблемы. Хотелось бы узнать, что это может означать на самом деле?».
Юлия Х., жительница г. Солигорска
Отвечает протоиерей Николай Лабынько, секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель Покровского храма д. Чижевичи:
— Неправильно думать, что нательный крестик является каким-то магическим амулетом и оберегом. Увы, но православным только по крещению, а не по жизни, свойственно сгущать краски и видеть «плохие знаки» там, где нет никакой реальной опасности.
Потеря нательного крестика ничего не значит, кроме того, что я невнимателен и небрежен по отношению к нему. Сходите на исповедь, попросите у Бога прощения за свою невнимательность, купите себе новый нательный крестик и живите в радости, ведь миром правит Бог, а не наши всезнающие «православные» знакомые.
Популярные новости


