Почему современный учитель — это призвание, а не работа

Почему современный учитель — это призвание, а не работа

Как корреспонденту мне довелось встречаться с самыми разными людьми: представители власти, руководители предприятий, работники сферы культуры, медицины, сельского хозяйства и т.д. Но каждый раз, переступая порог школы для очередного интервью, я ловлю себя на мысли, что здесь, в этих стенах, наполненных гомоном перемен и торжественной тишиной уроков, работают люди особой породы. Учителя. И после каждой такой встречи уносишь с собой не просто материал, а крупицу той искренней веры и тепла, которые они щедро дарят детям.


Принято считать, что в школу идут по призванию. Но только при личном общении понимаешь, насколько это призвание — живое, горячее и совсем не похожее на застывший памятник «народному учителю». Оно проявляется в больших и малых вещах.

Я вспоминаю своего учителя литературы с многолетним стажем. Ее кабинет — не просто класс, а настоящая сокровищница, где на полках живут не только книги, но и пожелтевшие от времени сочинения ее первых выпускников, которые уже сами стали мамами и папами. «Я не учу вас просто анализировать текст, — говорила она, и ее глаза наполнялись тем особым светом, который не спутаешь ни с чем. — Я учу вас разговаривать с великими душами, которые оставили нам эти книги. Чтобы, столкнувшись с выбором в жизни, вы вспомнили князя Болконского под небом Аустерлица или муки совести Раскольникова. Знания забудутся, а это нравственное мерило останется».

И вот что поразительно: это не казенные слова для протокола. Это её глубокое, выстраданное убеждение. Она по-настоящему «болела» за каждого своего ученика, переживала его неудачи как свои и радовалась его победам больше, чем собственным.

Но может сложиться ложное впечатление, что такая самоотверженность — удел седовласых мэтров, отдавших системе всю жизнь. Мои наблюдения показывают обратное. Молодые педагоги, только начинающие свой путь, не менее увлечены и горят своим делом, возможно, даже с большим азартом.

Приятно видеть молодых специалистов с горящими глазами . От них буквально исходит энергия и бурлит энтузиазм. Они стараются со своими юными учениками не «проходить» программу, а создавать целые миры. «Современные дети живут в визуальном потоке, и наша задача — не бороться с этим, а использовать, — уверенно говорят они. — Мы хотим, чтобы они не зазубрили знания, а поняли причинно-следственные связи, почувствовали, что наши предметы — это про жизнь, а не про никому не нужные, неприменимые мертвые формулы. А ещё хочется до них донести, что от их решений в будущем тоже будет что-то зависеть».

И в словах молодых, и в глазах опытных был один и тот же огонь — огонь желания не просто передать информацию, а зажечь, увлечь, воспитать мыслящего и чувствующего человека.

Быть учителем сегодня — это титанический труд. Это кипы тетрадей, которые проверяют далеко за полночь, это бесконечные отчеты, это работа с тревожными родителями и порой с непростым поведением детей. Это колоссальная эмоциональная отдача. И тем ценнее видеть, что, несмотря на все это, они находят в себе силы творить.

Они — настоящие инженеры человеческих душ. Они вкладывают в детей не только правила правописания и математические формулы, но и понятия о добре и зле, о чести и сострадании, об ответственности за свои слова и поступки. Они учат их дружить, спорить, уважать чужое мнение и отстаивать свое.

Уходя из школы после таких встреч, я всегда испытываю смесь из легкой грусти и огромной надежды. Грусти от того, что уже давно не сижу за партой. И надежды — от осознания, что у наших детей есть такие проводники. Люди, для которых учительство — не профессия, а состояние души. И пока в школах горят их сердца, у будущего есть надежный фундамент.

КАТЕГОРИИ
Поделиться