
Учитель — как свеча, которая сгорает, чтобы осветить путь другим: интервью с учителем истории Алексеем Кононовичем
Мы часто забываем о тех людях, которые формируют наше мировоззрение и учат нас думать самостоятельно. Один из таких учителей — Алексей Кононович, преподаватель истории средней школы. Накануне Дня учителя мы поговорили с ним о важности предмета, способах заинтересовать детей прошлым и о том, каким должен быть настоящий учитель. Простое общение показало, насколько велика роль каждого профессионала, вкладывающего душу в свою работу.
Алексей Анатольевич родом из г. п. Старобин. После школы поступил в Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка на исторический факультет. В 2019 году приступил к работе учителя истории в средней школе №11.

— Почему именно эта профессия привлекла Вас?
— Изначально я выбирал профессию не по принципу «хочу работать учителем», а просто, потому что мне нравилась история, в особенности один из ее периодов — Великая Отечественная война. Моя мама, Елена Николаевна, учитель белорусского языка и литературы, и у нее была большая библиотека. В основном все книги были на белорусском языке. Одним из авторов книг был наш знаменитый Василь Быков. Меня очень привлекли его произведения, они интересные, трагичные и чувственные. С момента знакомства с этим писателем у меня начала появляться любовь к истории.
— Кто сыграл ключевую роль в Вашем становлении как профессионала?
— Что касается становления меня как профессионала, хочу отметить бывшего директора нашей школы — Владимира Николаевича Каштальяна, который меня и пригласил сюда на работу. То, что я работаю в школе уже седьмой год, — это, в первую очередь, его заслуга. Он создал для меня все необходимые условия для работы: кабинет, интерактивное оборудование. Его помощь и поддержка, безусловно, заслуживают безмерного уважения.

Бывший директор СШ №11 Владимир Николаевич Каштальян
— Какие у Вас взаимоотношения с коллегами?
— Наша кафедра учителей истории — моя безусловная любовь и вторая семья. Это шикарный коллектив. Все педагоги с большим опытом. Я могу в любой момент посоветоваться, получить помощь. Никакой конкуренции — только поддержка и опора.
— Как Вы начинали? С какими трудностями столкнулись в начале своего пути?
— К сожалению, у меня было очень мало практики работы с детьми в университете. Поэтому я буквально пришел в неизвестность. Есть еще момент, с которым я столкнулся в начале своей деятельности: дети психологически пытаются тебя «прощупать». И если хоть раз позволить дать себе слабину, они перестанут тебя воспринимать как учителя. Мне посоветовали обращаться к детям на «вы», целый год я так и делал. И это сработало. За все 7 лет работы практически ни разу не возникало проблем с дисциплиной.
— Что Вас вдохновляет?
— Как бы странно не звучало, но, в первую очередь, — это дети. Они очень честные и искренние. Каждый день с ними разный и по-особенному запоминающийся.

— Какие методы и приемы используете в своей работе, чтобы сделать уроки увлекательными и запоминающимися?
— Так как современные дети — это поколение визуалов, у меня на уроках работа проходит с помощью мультиборда. Еще в последнее время пробую работать с нейросетями. Генерирую картинки на разные исторические темы, формулирую задания. Детям «заходит» такой подход. Также я даю много творческих заданий. Например, дети своими руками делали орудия труда: древний лук со стрелами, топор, каменный нож. Зачастую, ребята создают шедевры, которые я, конечно, очень высоко оцениваю.




Алексей Анатольевич также пояснил, что детей важно научить мыслить, высказывать свое мнение, сформулировать свое отношение к ситуации.
— Вы состоите в Молодежном совете при Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Какую значимость для Вас несет такое членство?
— Для меня это событие – не просто формальность, а настоящий шанс сделать наш город и район чуточку лучше. У меня уже есть конкретные идеи, например, очень хочется провести Рождественский турнир по мини-футболу. Уже удалось договориться с БРСМ о поддержке, и я искренне надеюсь, что все задуманное получится!

— Знаю, что Вы ведете телеграм-канал. Расскажите, пожалуйста, подробнее, почему решили его создать и что для Вас это значит?
— Как раз после вступления в ряды Молодежного совета я и решил создать собственный канал. Если я буду организовывать какие-либо мероприятия, то чтобы освещать свою деятельность и держать в курсе ребят, нужна какая-то платформа. Выбор пал на телеграм, потому что многие сейчас общаются именно там.
— Откройте нам секрет, как Вам удается распределять свое время? Ведь работа учителя – нелегкий труд, ко всему прочему Вы успеваете еще много всего.
— Хороший вопрос. Не могу сказать, что есть какой-то определенный график. Но я придерживаюсь главного правила в этом всем — не брать работу домой. Если мне нужно проверить тетради, заполнить документацию или что-то еще дополнительное, то я спокойно остаюсь на несколько часов в школе. Единственное, что могу делать дома по работе, — это тесты. Но это буквально час моего времени.

— Что бы Вы посоветовали молодому специалисту, начинающему карьеру учителя?
— Во-первых, не совершать ошибку многих молодых учителей: пытаться стать другом для ученика. Всегда нужно держать дистанцию, поддерживать определенные правила, дисциплину. Конечно, для ребенка нужно быть в своем роде поддержкой, но надо научиться чувствовать грань. Во-вторых, держать слово учителя. Ребенок сразу чувствует любую слабину. В-третьих, не бояться ходить на родительские собрания. Зачастую, если случается даже небольшой конфликт с учеником, то его родитель видит только ту картинку, которую нарисовал ему ребенок. И чтобы избежать недопонимания, я всегда хожу на собрания в свои классы и обязательно поясняю свою позицию.
Но самое главное, что посоветовал Алексей Анатольевич, — это соответствовать имиджу учителя. «Если ты учишь детей тому, чего сам не делаешь, это не возымеет эффекта. Это такая профессия, в которой надо быть постоянно. Дети всегда смотрят, как учитель одевается, разговаривает, что делает».
— Что для Вас является главным источником вдохновения вне школы и занятий историей?
— Семья – это основа моей жизни. Две мои сестры сейчас получают высшее образование, устремленные к новым знаниям и достижениям. Родители – пример теплых, крепких отношений, создавшие атмосферу любви и поддержки. Особую благодарность я испытываю к своему отцу, Анатолию Николаевичу. В детстве его проявления любви могли быть не всегда очевидными, но я всегда чувствовал его готовность сделать для меня всё возможное. Он буквально расшибется, чтобы помочь. Отец – высококвалифицированный юрист, и его помощь в этой сфере неоценима. Когда я обращаюсь к нему за советом или поддержкой, он делает все возможное и невозможное, чтобы помочь. Это знание, что в моей жизни есть человек, готовый на все ради меня, невероятно ценно. Именно поэтому я равняюсь на своего отца и вдохновляюсь им. Его пример профессионализма, ответственности и готовности всегда прийти на помощь является для меня ориентиром в жизни. Он – тот человек, на которого я могу положиться в любой ситуации, и его поддержка – бесценна.
Также Алексей Анатольевич добавил, что его очень вдохновляют люди, которые умеют делать то, чего не умеет он. Друзья, ученики.
— Еще хочу отметить своего тренера по боксу Николая Николаевича Веселова. Очень харизматичный и замечательный человек. Он достиг больших высот в боксе, транслирует правильные мысли, с ним интересно поговорить. Этот человек — пример для подражания.

Николай Николаевич Веселов (тренер)
— Какие качества Вы цените больше всего в людях, и стараетесь ли прививать их своим ученикам?
— Честность, уверенность, любовь и уважение к себе, здоровый образ жизни, семейные ценности. Все это, конечно, стараюсь транслировать постоянно детям и их родителям.
— Есть ли какое-то жизненное правило или принцип, которым Вы руководствуетесь каждый день?
— В жизни придерживаюсь принципа «Не делай другим того, чего не желаешь себе». А в профессиональной карьере… Знаете, есть одна цитата, которую я когда-то сохранил и которая до сих пор очень меня вдохновляет. Там написано: «Хороший учитель — как свеча, которая сгорает, чтобы осветить путь другим». Эта мысль мне невероятно близка. Мне кажется, именно в этом и заключается суть моей работы – помогать другим находить свой путь, делиться знаниями и опытом, даже если это требует определенных усилий.
— Что бы Вы пожелали своим коллегам в День учителя?
— Конечно же, терпения. Терпения, и еще раз терпения. А еще я от всей души желаю успехов всем ученикам! Ведь когда ребенок достигает чего-то нового, это настоящая радость и для него самого, и для его учителя. Это такой мощный заряд позитива, который вдохновляет и радует всех вокруг. И, конечно же, самое главное – крепкого здоровья и мирного неба над головой!
Фото автора и из личного архива героя.


