
«Красная карточка» образованию — польские учителя бьют тревогу из-за низкого престижа профессии
В Польше сложилась критическая ситуация в сфере образования — подавляющее большинство учителей чувствуют себя недооцененными и не испытывают уважения со стороны общества. Согласно данным Союза польских учителей (ZNP), опирающимся на международное исследование TALIS, только 10% педагогов считают, что их труд ценится должным образом.
Одной из ключевых проблем является низкая заработная плата. Лишь 20% польских учителей довольны своим финансовым положением, что является одним из самых скромных показателей в Евросоюзе. Это приводит к оттоку молодых специалистов. В Польше всего 4% учителей младше 30 лет. Опыт стран, успешно привлекающих молодежь в профессию, показывает, что необходимо сочетать конкурентоспособную начальную зарплату с активной программой поддержки начинающих педагогов. В Польше же средний возраст учителя 5-8 классов составляет 48 лет, а 78% педагогического состава – женщины.
«Многие молодые учителя в Польше признаются, что всерьез рассматривают возможность ухода из профессии», – подчеркивают в ZNP.
Недостаточное внимание к мнению учителей со стороны властей – еще одна острая проблема. Лишь 15% польских педагогов считают, что лица, принимающие решения в сфере образования, прислушиваются к их мнению. Это ставит Польшу в число стран с самым низким уровнем уважения к учительскому мнению.
Согласно исследованию TALIS, почти половина польских учителей (47%) не чувствуют признания со стороны родителей учеников, а треть (34%) – и со стороны самих детей. Эти показатели – одни из самых низких среди всех стран-участниц исследования.
На фоне этих неутешительных результатов, 14 октября в Варшаве прошла акция протеста учителей у здания канцелярии премьер-министра, где педагоги требовали повышения заработной платы. Аналогичные протесты проходили и ранее, в том числе в первый день учебного года.
TALIS (Teaching and Learning International Survey) – международное исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с целью поддержки систем образования в разработке эффективной политики и практики, направленных на повышение качества преподавания.


