Православные верующие отмечают Ореховый Спас

В августе православные верующие отмечают три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. За вкусными названиями стоят три важных церковных праздника, посвященных Спасителю: Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господня и праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа.

 


 

О Медовом Спасе, который отмечали 14 августа, а также о Яблочном, который был 19 августа, мы уже рассказывали нашим читателям. Сегодня поговорим об Ореховом. Отмечается он 29 августа.

 

 

В третий Спас, Ореховый (или Хлебный/Холщовый), Церковь отмечает праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа.

 

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

 

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в которомобещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

 

 

Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Образу. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. А, когда персидский царь Хозрой I осадил Едессу, и положение города оказалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ увидел, как перед ним горит лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу появилось подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.

 

 

В Церковь в этот день люди приносят на освящение орехи, а также хлеб и пироги из зерна. У наших предков было принято вечером в Ореховый Спас ходить в баню с вениками из орешника.

 

 

 

 

Как видим, народные названия христианских праздников оправданы в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами.

 

  •  Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда и название «Медовый Спас».

 

  •  Через пять дней – Второй Спас, ассоциирующийся для многих с душистыми яблоками и иными фруктами, аппетитно громоздящимися на длинном столе в храме.

 

  •  Ну и ещё через 10 дней – в третий Спас – заканчивается уборка зерна, наступает пора заготавливать урожай на зиму.

 

 

КАТЕГОРИИ
Поделиться