Главная >> Белая Русь >> Янина Крукович: «Приятно осознавать, что я могу передавать свои знания»

Янина Крукович: «Приятно осознавать, что я могу передавать свои знания»

$ |
Солигорская районная организация «Белая Русь» объединяет людей разных профессий. Инженеры и педагоги, шахтеры и строители, музыканты и художники — каждый привносит что-то свое. Это не только участие в масштабных проектах, общественно-политической жизни, но и ежедневный труд на своих местах. В любом случае человек с активной гражданской позицией в своей профессиональной деятельности так или иначе продвигает идеи республиканского общественного объединения. Решение острых вопросов, благотворительная деятельность, поддержка инноваций, патриотическое воспитание подрастающего поколения — направлений много, как и солигорчан, готовых воплощать на практике цели «Белой Руси».
 

Мы продолжаем знакомить наших читателей с теми, кто активно участвует в общественной жизни города и района, поддерживает и продвигает идеи респуб­ликанского общественного объединения. Сегодня наш собеседник — директор Солигорской детской художественной школы искусств Янина Крукович. В ряды «Белой Руси» влилась еще в 2015 году. Янину Ивановну знают многие родители и дети. Она помогает солигорским мальчишкам и девчонкам открывать двери в мир искусства, раскрывает тайны живописи. В стенах «художки» познают не только азы изобразительного мастерства, но и получают уроки патриотического воспитания. Кстати, это не просто формальные занятия. Ребята здесь творческие, поэтому и подход тоже творческий. Юным художникам не просто выдают сведения о каких-то событиях или исторических личностях, а предлагают прочувствовать тему и воплотить свое видение на холсте. Янина Ивановна о своих учениках может рассказывать долго и подробно. Это ее призвание. А пришла она в художественную школу 1988 году.
 

— Получается, работаю здесь уже 35 лет, — говорит руководитель учреждения и наставник. — В качестве директора — с 2004 года. Почему эта профессия? Я думала связать свою жизнь с педагогикой, но что это будет изобразительное искусство, конечно, нет. С выбором, наверное, определилась к окончанию школы. Хочу сказать, когда в школе по учебному плану закончились уроки ИЗО, а это было к седьмому классу, мне вдруг захотелось рисовать.
Из родных никто
никогда не рисовал,
и склонностей ни у кого тоже не было. Два последних года
(7 и 8 классы) я начала усиленно заниматься
в частном порядке. Поступила с первого раза в училище, несмотря на большой конкурс (7-8 человек на место). Мне повезло.
После училища приехала
в Солигорск по распределению, работала в сфере рекламы, а потом уже перешла в художественную школу. Продолжила учебу, работая здесь.
По первому образованию я художник-оформитель, по второму — искусствовед. Художник-оформитель — это образование, которое получила в Минском художественном училище имени Глебова. Искусствоведение — это Российская академия художеств в Санкт-Петербурге. Сейчас называется Академия художеств имени Репина.
В художественной школе Янина Ивановна преподавала рисунок, живопись, композицию, потом добавилась история искусств. О коротком этапе работы художником-оформителем директор говорит так: «Проработала где-то лет пять, но потом поняла, что это не совсем мое, и мне интереснее работать с детьми. Они такие все разные, непосредственные, любознательные. Приятно осознавать, что я могу передавать свои знания кому-то еще».
— Многие из ваших ребят идут по стопам любимых преподавателей?
— Дети, наверное, перенимают что-то от учителей. После окончания «художки» многие выбирают профессию, связанную с изобразительным искусством. Всегда больше 50 процентов выпускников поступают по выбранной специальности. В этом году было где-то 52%, в прошлом году вообще 70 с лишним процентов. Хотя задачу мы такую перед собой не ставим. Многие вообще приходят для общего развития, кого-то родители приводят, чтобы занять полезной деятельностью свободное время.
— Часто можно слышать фразу: «Вот сейчас дети стали совсем другими», при этом с негативной оценкой. Вы как педагог с опытом видите разницу в детях? Если есть она, то в чем?
— Да, они другие. Но нельзя так сказать, как многие: «Ой, раньше дети были лучше».

Ничего подобного. Дети разные. Так было раньше и сейчас. Есть очень много целеустремленных, заинтересованных, которые приходят в первый класс и сразу говорят: «Я хочу быть архитектором». И они упорно идут к поставленной цели. Кто-то наоборот, пришел без особых ожиданий, или привели родители, чтобы только не сидел в компьютере, но постепенно он втягивается, и уже к третьему классу (у нас пятилетнее обучение) мы видим, что ребенок целеустремленный. Хотя в начале таких предпосылок и не было. Хочу сказать, что и возможностей сейчас у ребят больше. Например, если взять материалы. Раньше было не достать краски, нормальной бумаги, а сейчас у них все в таком широком ассортименте. Одни это ценят, другие нет.
— Кроме предметов, если можно так сказать, по специальности, в школе уделяется внимание и патриотическому воспитанию?
— Да, школьную программу мы составляем таким образом, чтобы дети смогли получить более широкое образование. Есть такой раздел, как «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Если брать год, то первое, с чего мы начали, это с выставки «На страже», которая была посвящена нашим папам, нашим мужчинам, защитникам. В ней участвовали дети шести-восьми лет. Прежде чем дать тему ребенку, педагоги готовят дополнительные материалы, приводят примеры, отвечают на вопросы ребят, если такие возникают.
Продолжили мы выставками, связанными с Годом исторической памяти. Здесь принимали участие дети постарше. В основном, это была тема войны. Выставка «В памяти поколений» довольно долго проходила в нашей музыкальной школе искусств. Работы детей, посвященные Дню Победы, выставлялись в Солигорском крае­ведческом музее. Параллельно была еще одна выставка, посвященная памяти геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Когда объявили эту тему, работ оказалось очень много. Участвовали в создании работ практически все наши учащиеся, начиная со второго класса. Хочу сказать, что вначале тема детям давалась сложно, но чем больше рассказывали педагоги, приводили исторические факты и примеры, показывали работы известных художников, тем больше ребята проникались сложной темой. Работы были интересные. Также с апреля по июнь на различных площадках города выставлялись картины наших ребят на военную тему. К 3 июля — Дню освобождения Беларуси — мы предложили тему «Беларусь в моем сердце». Выставку делали в городе, в Парке четырех стихий. Там была представлена не только военная тема, но и все, что связано с нашей страной, с нашей историей. Выставка была разноплановой. Педагоги вновь постарались донести до ребят интересные исторические сведения. Дети изображали наших космонавтов, писателей, поэтов, исторических деятелей. Работы мы сохранили, ведь выставлены еще не все. Ко Дню народного единства мы делали выставку в школе.
— Вы же не только выставки организовываете, но и в конкурсах участвуете. С какими результатами ваши воспитанники завершают этот год?
— Хочу сказать, что конкурсов для художников у нас очень мало. Это один респуб­ликанский конкурс, который проводится для художественных школ раз в три года. Два областных — «Арт-СЕССИЯ» и пленэр в Червене, куда наши дети ездят, чтобы поработать на природе. Международных конкурсов побольше, но если сравнить с предыдущими годами, их стало меньше. Тем не менее, практически все конкурсы, в которых мы принимали участие, оказались результативными. Несмотря на сложившуюся обстановку, мы принимали участие в этом году в конкурсах Чехии, Македонии, Болгарии и, конечно же, во многих конкурсах в России. Везде есть награды. Например, в Новополоцке на ежегодном экологическом конкурсе у нас Гран-при. Если брать по количеству, то в этом году у нас их уже около пятидесяти. Ряд конкурсов стал платным. Мы их просто не рассматриваем. Нам достаточно тех, что проводят на бесплатной основе.
От редакции:
В декабре этого года Янина Ивановна Крукович отмечает юбилей. Мы присоединяемся к поздравлениям, которых обязательно будет очень много. Красота царит повсюду. Не у каждого есть художественный талант, но оценить истинную красоту обычных вещей, произведений искусства, природных явлений и человеческих лиц может каждый. И если мы способны это видеть, то становимся богаче душевно. Мир многогранен, и именно преподаватель-художник помогает смотреть в будущее с перспективой. Желаем Вам всегда быть на волне вдохновения и успешного творчества, каждый свой день рисовать яркими красками и счастливыми эмоциями. Пусть ваши ученики с помощью своих способностей, вашего таланта и умений достигнут успеха. Пусть в вашу жизнь всегда стучатся только радость и вдохновение!
Print Friendly, PDF & Email