Главная >> Общество >> Быть собой >> Родословная семьи: важно знать и передать потомкам

Родословная семьи: важно знать и передать потомкам

$ |

На протяжении тысячелетий знание своего происхождения считалось неотъемлемой частью развития общества и вызывало огромное уважение. Так, узнавая предков своей семьи, дети изучали историю страны, познавали, какой уклад жизни существовал ранее, какими подвигами славились родственники, какие ценности передавались из поколения в поколение, каким имуществом владели предки. Что вы знаете о своих предках? Нужна ли нам эта память? Конечно же, да. Родословная человека — уникальная связь настоящего с прошлым. Солигорчанин Анатолий Викторович Мажейко рассказал историю своего рода.


 

 

Два столетия назад

 

В середине 19 века на территории современной д. Новая Грамота жил мой прадед Иван Мажейко. Прадед служил стражником леса у пана. Надо сказать, что пан был хорошим человеком, разрешал пользоваться лесом. Однако было условие — над лесом не глумиться и за собой убирать. Наша территория славилась лесами, и дичи было очень много.
За хорошую службу прадед получал соответствующую плату. Даже смог купить своим четырем детям (один из них – Сергей Иванович — мой дед, 1881 года рождения) по хутору. Но чтобы на этих хуторах можно было жить, надо было землю разработать: лес срубить, пни выкорчевать. Топорами подрубали большие корни у пней, затем обматывали веревками и лошадями выдергивали. За день можно было осилить 3-4 пня. Со временем обзавелись посевной территорией, где выращивали пшеницу, овес и даже гречиху.

 

На хутор в заработки

 

Примерно в 1,5 км от хутора деда Сергея находилась деревня Сухая Миля. Эту деревню образовали переселенцы из Слуцкого района: д. Працевичи, д. Играево и т.д. Большую часть надела занимал лес. Переселенцам приходилось этот лес корчевать и разрабатывать землю. Урожай получали невысокий, поэтому больше занимались скотоводством. А чтобы заработать деньги, шли к деду на хутор работать.

 

Как рассказывала бабушка, за уборку зерна она им платила, чтобы «выходило на хромовые сапоги». А работа была тяжелая: серпами жали зерновые, цепями обмолачивали. Технический прогресс не стоял на месте. Так, в 1934-м у дедушки появилась конная молотилка. Однако радость была не долгой. Через два года начались репрессии. Деда арестовали, молотилку конфисковали, гумно (большой сарай для сена, соломы, зерна) разобрали. Надо сказать, что гумно было очень добротное. Его перевезли в д. Старые Терушки и сложили школу. Еще долго в ней учились дети.

 

Десять лет ссылки

 

В 1936 году дед предстал перед судом в Слуцке.

 

— Вы, Мажейко Сергей Иванович, проживаете на хуторе в Старобинском районе и в хозяйстве держите 25 коров и 5 лошадей? — спросил человек в военной форме во время суда.

 

— Я Мажейко, но коров у меня 2 и 3 лошади, — ответил дед.

 

Приговор суда — 10 лет ссылки.

 

Изначально был отправлен в Пермский край на лесоповал, а через две зимы — в Семипалатинскую область, Казахстан. Здесь работал на коровнике ночным сторожем. Связи с семьей не было. С местными разговаривать было запрещено. Забегая вперед, скажу: в последующем деда реабилитировали.

 

Все это время бабушка одна растила 4 детей и вела хозяйство.

 

В 1946 году, отбыв наказание, у дедушки начался долгий путь домой. На перекладных добрался до Челябинска. Затем до Москвы в товарняке. До Минска тоже на товарном поезде. В Минске узнал, в каком направлении Слуцк, и пошел пешком. На счастье, почти сразу около деда остановилась машина.

 

— Давайте мы вас подвезем, — донеслось из салона.

 

По форме дед понял, что едет с генералом. По дороге состоялся душевный разговор.

 

Доехав до Слуцка, они распрощались, и дед пошел в направлении м. Погост.

 

За последние десять лет, которые дед провел в ссылке, из дома не было ни одного письма. Он ничего не знал о семье, доме, поэтому с осторожностью вошел в деревню. От местных жителей узнал, что хуторов больше нет. Их все стянули в д. Криваль. Туда он и продолжил свой путь.

 

Сентябрь. Дед в лаптях на босу ногу огородами дошел до своего дома. А там жена с детьми собирает картошку. Дед подошел к ним, взял сына (моего отца — Виктора Сергеевича, 1932 года рождения) на руки и… только слезы катились из глаз. Так и простояли полчаса. Никто из наших земляков, отправленных в ссылку, тогда не вернулся. Только мой дед.

 

Новая жизнь

 

Победа в войне далась дорогой ценой — миллионы человек погибли, тысячи предприятий были разрушены, сотни сел и городов сожжены дотла. Но те, кто пережил Великую Отечественную войну, несмотря ни на что, были уверены: впереди их ждут процветание и счастливая жизнь. Начались трудные годы восстановления после войны. Но вся семья была вместе. Это ли не счастье?

 

Мой отец, Виктор Сергеевич, всю жизнь работал в колхозе. Вместе с женой вырастили четверых детей (все получили высшее образование).

 

Шло время. В 1976 году я поступил в Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького (прим. ред. — сейчас Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка) факультет естествознания, отделение «География и биология». С интересом осваивал дисциплины. Однажды Валерий Степанович Середа, преподаватель политэкономии, социализма и капитализма, предложил мне написать научную работу. Тема работы: «Роль научно-технической революции в развитии и размещении производительных сил города Минска».

 

— Не волнуйся, напишешь, — подбодрил Валерий Степанович. — Проедешь по предприятиям, возьмешь информацию и объединишь.

 

В итоге наша работа по экономическим наукам стала лучшей в г. Минске и заняла 1 место.

 

Решили доработать и отправили на республику. И там победители! Валерий Степанович не стал на этом останавливаться и предложил отправить работу на всесоюзный этап.

 

В это время формируется стройотряд в Якутию на все лето. Меня приглашают в сводную группу «Историки и естествознание» в составе 45 человек. А Валерий Степанович отправляет научную работу в Москву.

 

Осенью приходит ответ из Москвы: ваша работа удостоена диплома 2 степени за подписью министра и дает право поступления в аспирантуру с целевым направлением (необходимо будет пройти собеседование).

 

Перспективы открывались широкие: Москва, Минск. Но я выбрал родной Солигорский район.

 

Получив диплом учителя, я вернулся в родные места. Почти 20 лет работал в школе в д. Тесово. И здесь тяга к истории не покидала. С учениками часто ходили в походы по партизанским местам. Главный принцип учителя — с детьми надо быть честными. Честность — это ценность, которую нужно выучить и усвоить, она вселяет уверенность в себя и в тех, кто находится рядом.

 

Также очень важно помнить малую родину — родительский дом, где родился и вырос. Наш долг и обязанность — рассказать детям историю своей семьи. Ведь наши дети — это продолжение нас самих. И если мы показываем им на собственном примере, как важно помнить и заботиться о родных местах, они всегда поймут и продолжат эту традицию.

 

 

*   *   *

 

Анатолий Викторович очень трепетно относится к истории не только своей семьи.

 

Однажды, лет 30 назад, обрабатывая с отцом землю, приметил камень с отверстием. Обратившись за помощью к знакомому историку из университета, удалось выяснить радиобиологическим методом, что это каменный топор, возраст которого 3 000 – 3 500 лет. Сейчас эта находка бережно хранится в семье Анатолия Викторовича.

 

Тот самый каменный топор.

 

Print Friendly, PDF & Email