Главная >> Общество >> Чем гордятся школьники? О патриотизме и нравственности не просто говорят в Новополесской школе

Чем гордятся школьники? О патриотизме и нравственности не просто говорят в Новополесской школе

$ |

Воспитанию патриотизма, гражданственности и нравственности в ГУО «Новополесская средняя школа Солигорского района» уделяется особое внимание. Как считают в учебном учреждении, это важные стратегические ориентиры идеологии современного образования. О том, как реализуется на практике такая система, рассказала заместитель директора по воспитательной работе Светлана Редько.

 


 

 

 - Светлана Викторовна, в чем состоит роль педагога, в формировании таких важных человеческих ценностей?

- Школа в настоящее время несёт колоссальную нагрузку и ответственность перед будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелёгкие задачи, стоящие перед государством и обществом; научиться быть полезным и сознательным гражданином и тружеником, строить свою судьбу и семью, развивать себя как личность. Хотелось бы предварить беседу эпиграфом: «Научиться патриотизму нельзя! Это чувство, которое проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве». Воспитание гражданственности и патриотизма – это не школьный предмет, это вся окружающая среда, атмосфера школы, реальное участие в жизни своего агрогородка, города, страны в целом. Человек, горячо любящий свою Родину, с детских лет стремится своими делами внести вклад в укрепление, могущество своей страны. Задача педагога, в том, чтобы убедить детей, что патриотический долг – это не только защита Родины, но и добросовестный труд, учёба, помощь людям, бережное отношение к природе, к памяти о прошлом, почитание и уважение традиций своей страны и своего народа.

 

 

- В школе ребенок проводит пусть существенную часть дня, но не всю. Насколько у вас налажены отношения с родителями детей? Как вы взаимодействуете?

- Конечно, при организации процесса гражданского и патриотического воспитания необходимо отметить особую роль семьи. Именно там дети получают первые уроки гражданственности. Мы в свою очередь поддерживаем тесную связь с семьями наших учеников. Привлекаем родителей к организации и проведению экскурсий, походов, посещению, музеев. Проведение совместных праздников благоприятно влияет на микроклимат в отношениях между классным руководителем, учащимися и родителями. У нас стало доброй традицией ко Дню Матери проводить совместно с родителями Спортландию, а на День Отца прошёл спортивный праздник «Мамы, дочки, папы и сыночки». В семейном клубе «Гармония» (руководитель В.В. Сницаренко) одна из главных задач – сохранение традиций, духовного и творческого опыта наших предков, проведение совместных мероприятий со старшим и младшими поколениями. Встреча поколений «Юность комсомольская моя!», беседы за круглым столом «Моя семья – моё богатство», откровенный разговор при свечах «Тепло родного очага» - в клубе всегда есть идеи, чем увлечь участников.

 

 

- Есть ли говорить о воспитании патриотизма, то с чего начинается в вашей школе?

- Первые шаги по воспитанию патриотизма начинаются с уважительного отношения к государственным символам: Государственному флагу, гербу и гимну Республики Беларусь. Как продолжение, это уважительное отношение к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. В Год исторической памяти первый урок был на тему «Историческая память - дорога в будущее». Педагоги постарались донести до ребят, как важно занимать активную гражданскую позицию, что Беларусь – суверенная страна, которая смотрит в будущее, но бережёт память о прошлом. При проведении анкетирования «Гражданская позиция», в котором приняли участие 18 учащихся 8-11 классов, анализ результатов показал, что учащиеся испытывают чувство гордости, уважения, любви к своей стране. А на вопрос «Испытываете ли вы гордость за свою страну?» из 18 – все 18 чел. ответили положительно.

 

 

- Наверное, у вас уже сложились и свои традиции?

- Конечно, на базе нашего учреждения образования в рамках республиканской акции «Мы этой памяти верны» стало доброй традицией проводить значимое мероприятие – фестиваль военно-патриотической инсценированной песни «Песни подвига, песни мужества». Наш фестиваль перешёл в уровень районного. Через песенное творчество ребята смогли прочувствовать и понять то, что пережили наши отцы и деды в непростое время. Еще одна наша гордость - фестиваль белоруской культуры «Зямля з блакітнымі вачамі». Белорусские песни, стихи, народные танцы, белорусские блюда – всё это формирует у учащихся гордость и уважение традиций предков,  любовь к своей нации. Традиционной стало проведение акции «Мы – граждане Беларуси!» – вручение паспортов, торжественный сбор, посвящённый дню юного героя-антифашиста и другие. Почувствовать глубину и величие подвига старшего поколения, верности присяге и военному долгу, любви к Родине помогают мероприятия, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы. Акция «Память» – возложение цветов к памятнику жертвам фашизма, благоустройство памятников, военно-патриотические игры: «Зарница», «Зарничка», «Мы – будущие защитники Отечества» проникнуты патриотическим духом, воздействуют, прежде всего, на чувства и эмоции детей. Действенным средством формирования активной жизненной позиции является проект «ШАГ» – школа активного гражданина, который проводят классные руководители 5-11 классов.

 

 

- Есть какие-то нововведения, направления, которые активно развиваются?

- Не совсем нововведение. Можно сказать, это возобновление работы, которая еще несколько десятков лет назад была нормой в учебных учреждениях. С 2021 года введена ставка руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Особое внимание руководитель П.В. Сницаренко уделяет подготовке юношей к прохождению службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Активно у нас развиваются и действуют детские общественные объединения. Мы выработали чёткую систему работы наших первичных организаций. Учим наших ребят быть добрыми, честными, дорожить дружбой, не бояться трудностей, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству. Мероприятия проводим в форме конкурсов, брейн-рингов, квест-игр. В учреждении образования создан ученический школьный Парламент во главе с Президентом, который курирует все направления общественных объединений. Волонтёрский отряд «Наше время» занимается благоустройством памятников жертвам фашизма, организует помощь и поздравления одиноких и престарелых, ветеранов педагогического труда. Воспитание гражданственности и патриотизма невозможно представить без участия педагога-организатора В.В. Сницаренко. Следует отметить её огромный опыт работы, умение направлять молодёжь в нужном русле.

Также значимым воспитательным фактором сегодня стали информационные ресурсы. Популяризация деятельности учреждения образования – это также средство формирования гордости за свою школу. Информация, размещена на сайте учреждения образования, в Instagram, в школьном журнале «Школа.by».

 

 

- Ваши учащиеся также знакомятся с историей других районов нашей страны. Как в этом плане у вас организована работа?

- Чтобы расширить знания об историческом прошлом родного края учащиеся нашего учреждения образования совершают много экскурсионно-познавательных поездок. Краеведческая работа способствует активизации познавательного интереса учащихся. Участие во Всебелорусской молодёжной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», акции «Мой род, мой лёс, мая Айчына!», районных конкурсах «Пазнай Салігоршчыну», патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним» всё это способствует высокой результативности. Уже третий год подряд в Круглогодичной Туриаде учащихся и педагогов Солигорского района мы получаем дипломы I степени. Наши ребята посетили также ОАО «Минский тракторный завод», БелАЗ г.Жодино в рамках профориентационной работы. Посещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий воспитывает любовь к труду, уважение к людям труда, формирует интерес к профессии.

 

 

- Патриотическое воспитание продолжается и на общеобразовательных уроках?

- Конечно. В системе образования каждый урок несет большую воспитательную нагрузку. Здесь особо следует отметить уроки белорусского языка и литературы, обществоведения, истории Беларуси. Учебный материал этих предметов формирует у ребят представления о культурно-историческом богатстве их предков, последователями и наследниками которого они являются. Научить любви к земле отцов – вот главное в работе учителя белорусского языка и литературы Н.М. Корениха. На уроках белорусской литературы она уделяет огромное внимание патриотическому воспитанию учащихся. Так, при изучении стихотворений Я.Коласа и Я.Купалы всегда обращает внимание на то, что именно родной язык является хранителем национального сознания, что каждый белорус должен быть озабочен судьбой языка. А на уроках истории учитель Т.Н. Литвинюк, проявляя творческий подход, формирует у учащихся высокие моральные качества, твёрдый стержень сознательности и готовности к защите нашей Родины.

 

 

 

 

Print Friendly, PDF & Email