Главная >> Общество >> Новая редакция проекта Закона «О туризме: судьба отрасли решается сейчас

Новая редакция проекта Закона «О туризме: судьба отрасли решается сейчас

$ |

Внесение на текущем этапе изменений в законодательство о туризме, в частности, через принятие нового Закона Республики Беларусь «О туризме» обусловлено последними событиями в туризме, вызванными как действиями отдельных туроператоров, так и пандемией коронавируса. В результате данных происшествий туристы оставались и без приобретенных туров, и без денег, а в отдельных случаях вообще наедине со своими проблемами, поскольку турфирмы устраняются от решения споров с туристами, прибегая к различным способам ухода от ответственности.

 

 

Пандемия, безусловно, явление опасное и массовое, однако даже при таких обстоятельствах жизнь не остановилась, а, наоборот, перестроилась под реалии коронавируса, и туризм в данном случае не исключение. Ведь уже на текущем этапе туроператорами предлагаются туры на лето по открытым сейчас направлениям (Болгария, Черногория, Тунис, Турция, ОАЭ, Россия и т.п.), равно как в комплексы туристических услуг включаются услуг по прохождению ПЦР-тестов. Поэтому следует понимать, что в туризме даже при измененных реалиях турист должен быть защищенным в своих правах и законных интересах.

 

Следует сказать, что турист – не единственная категория участников, которым требуется правовая защита. Существует такая категория предпринимателей, как турагенты, которые являются обычными продавцами сторонних туров. На практике возникла ситуация, особенно сейчас, что нести полный объем ответственности приходится именно турагентам. Поскольку задолженность за нереализованные туры во много раз превышает их процент по комиссии, данное обстоятельство зачастую приводит к банкротству и ликвидации турагентов и их вытеснению с рынка туристических услуг.

 

Данное обстоятельство также сказывается на защите прав потребителей, поскольку, не имея договора с туроператором, турист в связи с фактическим уходом турагента не может предъявить претензию туроператору либо обратиться в суд с иском. Поэтому возникает вопрос разделения ответственности турагента и туроператора, сохранив
за агентом посредническую функцию, а за туроператором функцию основного исполнителя по собственным турам.

 

Всё вышеперечисленное было принято во внимание и, в связи с этим был подготовлен проект новой редакции Закона Республики Беларусь «О туризме».

Во 2 статье 1 Главы проекта предусмотрен предмет правового регулирования законопроекта, которым являются общественные отношения, возникающие при:

– осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями туристической деятельности;

– совершении физическими лицами туристических путешествий;

– экскурсионном обслуживании;

– организации и обеспечении безопасности в сфере туризма.

 

Во 2 Главе в дополнение к существующим функциям Министерства спорта и туризма, установленным актами законодательства, данный государственный орган наделяется следующими функциями:

– разъяснение вопросов, связанных с применением законодательства о туризме;

– информирование субъектов и участников туристической деятельности по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе по вопросам защиты прав потребителей туристических услуг и потребителей услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Проект также предусматривает нововведение в части повышения ответственности туроператоров за исполнение обязательств по реализации туров.

 

Вместе с тем для целей оказания услуг участникам туристической деятельности туроператор выступает в качестве третьего лица по договору оказания туристических услуг, что не освобождает турагента от ответственности за его действия (бездействие) и, более того, заставляет нести перед туристами полную ответственность, в т.ч. материальную. Данное обстоятельство ставит турагентов в более невыгодное положение по отношению к туроператорам.

В этой связи проект предусматривает следующие механизмы:

– по договору оказания туристических услуг исполнителем определяется туроператор, сформировавший тур;

– при формировании тура наряду со сведениями программы туристического путешествия также должна содержаться информация о туроператоре, сформировавшем тур;

– субъекты туристической деятельности обязаны предоставить информацию о наличии у туроператора, сформировавшего тура, финансового обеспечения гражданской ответственности.

 

Следует также отметить, что надлежащее оказание туристических услуг зачастую зависит не только и не столько от действий туроператора, сколько от исполнителя по договору оказания туристических услуг, которым зачастую является турагент. С учетом механизмов финансового обеспечения ответственности туроператоров участникам туристической деятельности также должна быть предоставлена информация о наличии у туроператора финансового обеспечения гражданской ответственности, а также о порядке обращения участника туристической деятельности за возмещением убытков (вреда), причиненных в результате неисполнения туроператором обязательств по оказанию туристических услуг или прекращения им туроператорской деятельности. В этой связи проект расширяет объем обязанностей субъектов туристической деятельности, равно как определяет, что информацию участнику туристической деятельности предоставляет исполнитель (туроператор, сформировавший тур) либо турагент, если реализация тура участнику туристической деятельности осуществляется через турагента. Для работы турагента с участником туристической деятельности проект предусматривает, что турагент обязан предоставить сведения о полномочиях совершать юридические действия по реализации туров, сформированных туроператором, которые подтверждаются доверенностью, выданной туроператором, сформировавшим тур, либо договором, заключенным между турагентом и туроператором, сформировавшим тур.

 

Проектом также предусматриваются нововведения в части заключения договора оказания туристических услуг. С учетом принципа свободы договора, такое условие договора оказания туристических услуг, как стоимость услуг, срок и порядок их оплаты, согласовывается исключительно между сторонами данного договора. Вместе с тем на практике субъекты туристической деятельности при составлении договора оказания туристических услуг определяют порядок, когда они берут денежные средства лишь за агентские услуги, а основная стоимость тура вносится либо туроператору, либо «принимающей стороне», не поименованной в договоре.

 

Данное обстоятельство ущемляет права потребителей, поскольку при возникновении споров о качестве услуг затрудняется доказывание факта внесения денежных средств. Более того, такие механизмы работы позволяют судить о серых схемах, уходе от налогов и оттоку валюты из страны. Для предупреждения подобных нарушений, а также для защиты и законных интересов прав потребителей туристических услуг проект предусматривает, что заказчик вносит денежные средства субъекту хозяйствования, поименованному в договоре оказания туристических услуг как исполнитель, либо турагенту, если реализация тура заказчику осуществляется через турагента. Одновременно с этим проект предусматривает возможность заключения договора оказания туристических услуг в электронном виде. Данное нововведение обусловлено целесообразностью облегчения работы с потребителем, развитием информационных технологий.

 

 

Также предусматривается дополнительная возможность для заключения (исполнения) договора оказания туристических услуг. «Площадкой» для заключения договора оказания туристических услуг может служить официальный сайт субъекта туристической деятельности, где заказчик может ознакомиться с условиями договора оказания туристических услуг, а также выразить согласие путем проставления отметки в соответствующих графах электронной формы.

 

Проект одним из своих нововведений предусматривает введение институтов финансового обеспечения ответственности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере международного выездного туризма. Данное нововведение затрагивает исключительно деятельность туроператоров.

Проект предусматривает три формы финансовой ответственности туроператора:

1) действующего договора страхования ответственности туроператора за причинение имущественного вреда заказчику при наступлении случаев невозможности исполнения туроператором обязательств по договору оказания туристических услуг;

2) банковской гарантии, выдаваемой банком или небанковской кредитно-финансовой организацией для обеспечения исполнения туроператором обязательств по договору оказания туристических услуг при заключении туроператором договора с банком о выдаче банковской гарантии;

3) при уплате туроператором взносов в фонд ответственности туроператоров, формируемый ассоциацией субъектов туристической деятельности.

Проект определяет, что перечисленные формы ответственности носят вариативный характер, однако наличие документов, подтверждающих ответственность туроператора, является обязательным.

 

Одновременно проект устанавливает особенности формирования и использования средств фонда ответственности туроператоров в случаях принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов, экскурсантов в место временного пребывания или возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в месте временного пребывания туристов угрозы причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу.

 

Данная норма предусмотрена для целей реагирования на случаи, подобные пандемии коронавируса COVID-19.

 

Еще одной составляющей туризма является экскурсионное обслуживание, и в настоящее время существует проблема так называемых экскурсоводов-нелегалов, которые проводят экскурсии, не имея свидетельства об аттестации экскурсовода, тем самым, вытесняя грамотных и опытных экскурсоводов. Более того, здесь важным является и идеологический аспект, ведь лицо, проводящее экскурсию, должно понимать, какое представление о стране может сложиться у туристов. Поэтому в законопроекте планируется предусмотреть, что экскурсии могут проводить только аттестованные экскурсоводы и гиды-переводчики.

 

Проектом предусмотрены нововведения по вопросам экскурсионного обслуживания. Так, по аналогии с договором оказания туристических услуг проект предусматривает возможность заключения договора оказания экскурсионных услуг путем составлении одного текстового документа, в том числе в электронном виде (включая электронный документ), или посредством обмена текстовыми документами, включая документы в электронном виде (в том числе электронный документ), которые подписаны сторонами собственноручно либо иным способом, позволяющим достоверно установить сторону по договору оказания экскурсионных услуг.

 

Помимо всего вышеперечисленного, проект предусматривает внесение изменений в термины: «гид-переводчик», «нерезиденты Республики Беларусь», «тур», «туризм», «туристическая зона», «туристические ресурсы», «туристические услуги», «экскурсионное обслуживание», «экскурсия» и «экскурсовод».

 

Эффектом принятия нового Закона Республики Беларусь «О туризме» станет вытеснение недобросовестных игроков с рынка, а также укрепление позиций и правовой защиты наиболее уязвимых категорий участников.

 

Очевидно, что время перемен в туризме уже настало, поэтому принятие нового Закона Республики Беларусь «О туризме» необходимо на текущем этапе.

Print Friendly, PDF & Email