Главная >> Общество >> Точка зрения: линия фронта когнитивных войн проходит в молодых умах

Точка зрения: линия фронта когнитивных войн проходит в молодых умах

$ |

«Сидят, тычут в этот телефон — завтра с неба все свалится. Мы их разбаловали до крайней степени. Ах, молодежь у нас хорошая, хорошая! Но работать не хотят и не умеют», — четко и ясно высказался Президент во время одной из своих рабочих поездок по Гомельской области.


За два последних года мы пришли к пониманию, что так, как мы жили в беззаботных 2000-х, уже не получится. Во-первых, геополитическая обстановка не позволит, во-вторых, пришло осознание важности воспитания патрио­тизма, следования достойным советским традициям, военно-исторической памяти, созидательного труда и чувства благодарности за нашу страну. Чистую, мирную, процветающую.

 

Те, кто родился в конце 90-х — начале 2000-х, уже закончили университеты и завели семьи. Это люди, полноценно воспитанные интернет-реальностью, правда, еще той, которая была относительно безопасна и не так кровожадна. Теперь же Интернет, а конкретнее социальные сети и мессенджеры, стали местом разворачивания главной вой­ны современности ‒ за внимание, за создание искривленной картины действительности и человека «нового, дивного мира». Линия фронта проходит не только по реальным городам, теперь она пролегает в умах каждого из нас. Но, если взрослое поколение еще прибегает к навыкам рационального мышления, то молодежь все чаще и чаще становится объектом манипуляций.

 

Специалисты и консультанты НАТО в вопросах психиатрии, биологии, истории и культуры, военного искусства давно озвучили свои наработки в тематике когнитивных войн. Показательной стала конференция в Бордо два года назад, по результатам которой опубликованы доклады ведущих исследователей вышеназванных сфер.

 

 

Юля Дубовская, корреспондент сайте «Шахцёр»

 

Если раньше военные действия характеризовались только территориальной спецификой: водной, земной, воздушной, с середины 20-го века еще — космической, то со времен появления первой социальной сети натовцы стали выделять новый «домен» — когнитивное поле. Оно напрямую связано с нашей нервной системой и устройством мозга, психикой, мироощущением, личностными навыками и т.д. По сути тем, чем является человек. И тем более он подвержен влиянию негативных воздействий, чем слабее развит его мозг, мышление и память.

 

Эффективнее всего «прокачка» когнитивных функций происходит в двух состояниях: при чтении и письме, когда происходит активное создание образов и расшифровка глубоких смыслов, усиленная работа по формированию новых нейронных связей. Такой же эффект возникает и когда человек учится чему-то новому, осваивает навыки, попадает в новые места, исследует окружающую действительность всеми органами чувств.

 

Чего не скажешь о постижении двумерной реальности через призму экрана. Визуальные образы и интерпретация фактов уже готовы, удобны для употребления, изображения плоски и абстрактны, мозгу делать практически нечего — только впитывать, принимая все на веру.

 

Это игра не на быструю победу, это игра на измождение. Когда ты годами потребляешь определенный информационный поток, где тебе говорят, что уважать старших не надо, что ЛГБТ — это новая норма, что книжки читать уже немодно, тебе все расскажут любимые блогеры, в какой-то момент это становится для тебя правдой. «Покупай только эти кроссовки и пей кока-колу, копи на последний айфон, и большего счастья не надо». Так делают все, и ты будешь.

 

А с учетом того, что мы научились рассказывать Интернету о себе все ‒ от размера майки до места, где любим пить кофе в городе, и с кем встречаемся, — то неудивительно, что на каждого найдется «компромат». И каждого можно будет шантажировать благодаря истории поиска в браузере и комментариям к видео 5-летней давности.

 

Запретительная логика здесь не работает. Нам нужно понять, что с детьми и подростками работа должна вестись непрерывно и систематически. А с 14-ти лет (возможно, и раньше) молодежь должна посещать занятия, вот как обычные уроки, на которых им будут объяснять Правила поведения в Интернете. По примеру Правил дорожного движения.

 

Авторитет взрослых подорван просто потому, что теперь этот авторитет у каждого ребенка — в кармане. Должны появиться компетентные службы, какая-то научная методология, настоящие уроки в школе по интернет-гигиене и этикету, потому что теперь это настоящая реальность, с которой, хочешь-не хочешь, придется считаться каждому. Против нас ведется когнитивная война, и это факт, а не эмоция.

 

Мы удивляемся, что девочки 2005 года рождения становятся мамами, дети с трех лет и раньше получают в руки телефон, планшет, потому что «так проще, так удобно». Но кто будет фильтровать поток информации из этой глобальной паутины, как потом заставить ребенка «развидеть» новости о насилии, музыкальные клипы с нецензурной лексикой и полуобнаженными телами? Отучить его равняться на детей новых маргинальных культур, которые воспитывают не Базаровский нигилизм из классики «Отцы и дети», но нечто более серьезное — отказ от морали как таковой, пренебрежение традициями и полное неуважение к старшим, даже родителям?

 

Только представьте, кем будут эти дети, которые через 20-30 лет полностью сменят аппарат власти, станут за станки, будут обслуживать нас и водить общественный транспорт, станут врачами и педагогами, начнут создавать свои семьи?

 

Я верю в прогресс человечества и в то, что история всегда обогащается, разворачиваясь к лучшему, вот только масштабы истории и жизни отдельной личности слишком разнятся. Для того чтобы увидеть позитивные изменения уже завтра, работу нужно было провести вчера. Проводим ли мы работу над ошибками сами? Вот в чем вопрос.

 

 

Фото Надежды Сущиц

Print Friendly, PDF & Email