Главная >> Общество >> Обладательница Медали Франциска Скорины Галина Шевченко: "Учитель ‒ это профессия от бога"

Обладательница Медали Франциска Скорины Галина Шевченко: «Учитель ‒ это профессия от бога»

$ |

Иногда желания быть учителем, работать с детьми и делиться знаниями недостаточно, ведь профессия педагога сложна и многогранна и требует от человека воспитания и сохранения в себе самых лучших качеств: терпения, трудолюбия, дисциплины, самоотдачи, любви к делу и главное ‒ людям.


Вот и героиня нашего материала разделяет сказанное выше. Для многих учитель ‒ это призвание, но быть учителем ‒ значит также быть воспитателем, психологом, а иногда и родителем.

 

 

Галина Ивановна Шевченко, обладательница звания «Отличник образования Республики Беларусь» и почетной Медали Франциска Скорины, вручаемой заслуженным деятелям науки, искусства и образования, всю свою жизнь посвятила педагогике. С 2001 года она возглавляла гимназию № 3 г. Солигорска и только недавно вышла на пенсию. О вдохновении в профессии, достижениях своих подопечных и многом другом ‒ в нашем интервью.

 

 

На "Дажынках-2023"

 

 

‒ Мое детство прошло в деревне Метявичи, недалеко от строящегося только тогда Солигорска. Там я закончила Метявичскую среднюю школу, в которой на тот момент училось более 500 детей. Согласитесь, ведь понятия «школа» и «учитель» входят в нашу жизнь с детства и остаются в ней навсегда. Так получилось, что в школе я просто была влюблена в свою учительницу Лагун Нину Ивановну. Для меня она была идеалом человека в профессии и в личной жизни: у нее были безупречные манеры, она умела красиво говорить и преподавать. Поэтому я даже не сомневалась в выборе своего дела.

 

 

Окончив школу, я поступила в университет имени Максима Танка в Минске, тогда это был один из немногих вузов для подготовки педагогических кадров. А так как распределение и будущее место работы мы выбирали себе сами, то я решила вернуться в родной город и в 1977 году пошла работать старшей пионерской вожатой в пятую школу. За все годы моей работы там наша дружина всегда была профланговой. Я ездила защищать честь города на пионерский слет в «Артек». Тогда же мне было присвоено звание «старший вожатый ‒ методист».

 

 

Уже позже была назначена организатором по внеклассной и внешкольной работе в той же пятой школе: для меня очень важно было пройти эти ступеньки педагогического мастерства, начиная от пионервожатой и дальше, дальше, дальше.

 

 

Я получила квартиру в 12-ом микрорайоне, когда там открывалась новая школа, сейчас это 2-ая гимназия. Вячеслав Аркадьевич Ахремчик, директор этой школы, общественный деятель, депутат позвал меня на должность заместителя по воспитательной работе, на которой я отработала больше 10-ти лет. И уже в начале 2000-ых гг. стала руководить средней общеобразовательной школой № 9.

 

 

Именно в этой школе произошли самые главные события, достижения моей профессиональной жизни. Работа там оставила в моей памяти неизгладимый след. Мне повезло трудиться бок о бок с невероятно талантливыми, творческими, умными людьми. Школа была с художественным уклоном, и, понимая, что от нашего мастерства, эрудиции и наших знаний зависело развитие детей, мы стремились дать им только лучшее.

 

 

Ведь родители доверяют нам самое дорогое ‒ души детей, их сердца. А это бесценный дар. От того, что мы сможем дать подрастающему поколению, зависит и будущее, которое мы сможем построить. В своей работе мы всегда старались подчеркнуть роль воспитательной функции школы, потому что, когда ребенок воспитан, когда он понимает, с какой целью приходит, тогда и учебный процесс становится осознанным.

 

 

 

 

Огромное внимание мы уделяли формированию в своих учащихся общечеловеческих ценностей, моральных качеств, правовой культуры, белорусского национального самосознания. Мы открыли замечательный музей народных ремесел с художественной направленностью. В свое время дети изучали живопись, композицию и рисунок, декоративно-прикладное искусство. И я наблюдала за тем, какими они выходили с уроков: вдохновленными, умиротворенными, спокойными. Мне кажется, что у нас в школе было какая-то особенная, душевная атмосфера.

 

 

В 2011 году нам был присвоен статус гимназии. Это был долгий, кропотливый и, я вам скажу, тяжелый труд. И хотя в нашем небольшом городе уже было две гимназии, и Министерство образования долгое время колебалось, мы все-таки по праву завоевали для себя это звание. Мы неоднократно становились победителями областных соревнований, держали первенство по городу, принимали участие в различных выставках и конкурсах, научно-исследовательских конференциях, многочисленных олимпиадах.

 

 

Впервые учащийся из нашего города завоевал серебряную медаль по физике в международной олимпиаде в Астане, Казахстан. Это был наш выпускник Перепечко Илья. А когда мы взяли кубок области по лучшей организации учебной работы, это стало переломным моментом в решении Министерства, и с сентября 2011 года мы уже смогли называть себя ГУО «Гимназия № 3 г. Солигорска».

 

 

С 2017 года я на заслуженном отдыхе, но связь со школой, конечно, не прерывается. Поначалу я очень скучала, не находила себе места без работы, однако ни коллеги, ни дети, ни родители меня не забывали и не забывают сегодня. Часто приглашают на мероприятия, выпускные, праздники. Большую часть своего времени я провожу сейчас с семьей и на даче, безумно люблю цветы, выращиваю их и ухаживаю за ними: кто подписан на меня в социальных сетях знает (смеется).

 

 

Иногда встречаю своих выпускников в городе, они всегда благодарны за проведенные в школе годы и не подводят статус гимназии. В свое время наши ученики побывали и в Италии, и в Македонии, все страны не вспомнить. Возвращались с призами, дипломами и медалями, и сейчас еще, я думаю, в школе есть стена с лучшими наградами наших учеников.

 

 

На вопрос о том, что ее мотивировало всю жизнь оставаться в одной профессии и посвятить себя школе, Галина Ивановна ответила просто ‒ любовь к детям:

 

 

‒ Ведь они такие разные, неповторимые, порой неугомонные, но от них ты получаешь колоссальную подпитку, словно молодеешь. Посмотрев ребенку в глаза, ты понимаешь, насколько он тебе верит, насколько важно оправдать это чувство в нем. В нашей работе важно уметь уделить внимание каждому ребенку, окружить его заботой, увидеть его, а самое главное ‒ разглядеть личность внутри. У каждого из них есть что-то ценное, мы должны уметь найти это, развить талант и поддержать.

 

 

Когда ребенок искренне чем-то увлечен, он видит мир совершенно иначе и уже не способен на какие-то плохие поступки. Незаметно дети воспитываются через искусство. В этом плане наша школа смогла сохранить эту доверительную и творческую атмосферу.

 

 

Октябрь, 2023

 

 

Сократ когда-то сказал, что все профессии – от людей, и только три – от бога: педагог, судья и врач. Наверное, профессия учителя самая сложная на сегодня и молодым специалистам порой трудно найти себя, удержаться в ней. Но у того, кто действительно понял свое призвание, должно быть стремление преодолеть любые трудности. Поначалу всегда тяжело, когда приходишь в класс, не можешь понять детей, завоевать их доверие. Но все приходит с опытом, все мы через это проходили. Учитель только тогда остается учителем, когда он всю жизнь учится сам. Стоит только набраться терпения, выдержки ‒ и мастерство придет непременно. А когда оно приходит, работать становится невероятно легко.

 

 

Фото из личного архива героини

Print Friendly, PDF & Email